С господином Чжаном Цзюньсюе, гендиректором ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», и его ассистентом Янь Тянь Сяо и генеральным директором «Корпорации развития Тульской области» Денис Тихоновым мы встретились за чашкой китайского зеленого чая в одном из ресторанов Тулы. Китайцы уже почти год живут в Туле.
Чжан Цзюньсюе
Тянь Сяо отлично говорит по-русски – учился в Ростове-на-Дону и, как говорит, «почти земляк мамы губернатора области Владимира Груздева».
Янь Тянь Сяо
Наш город им очень нравится – уютный и невысокий, нет засилья небоскрёбов, как на их родине. В выходные они гуляют по Белоусовскому парку и Ясной Поляне. И отмечают, что мы, туляки, очень активные и спортивные – много лыжников зимой, а сейчас любителей скандинавской ходьбы.
По словам китайцев, они уже привыкли к русской кухне и даже нашли у нас в области кусочек настоящего Китая.
– Тульский пряник очень вкусный. А чаепитие из тульского самовара – это целая церемония. Китайский самовар – более простой агрегат. Мы были в туристическом комплексе «Золотой город» – он неподалеку от будущего автозавода Great Wall Motors. Удивились очень – это реально классическая китайская архитектура и настоящая китайская кухня. А из русской кухни нравятся борщ с пампушками, солянка и щи.
– Приезжая жить и работать в другую страну, поневоле сталкиваешься с другими традициями, обычаями и просто обывательскими привычками. Что вас удивляет в нас, туляках?
– Вы более открыты и прямолинейны, чем мы, китайцы. Что думаете, то и говорите. Мы более сдержанны в проявлении своих эмоций.
– Сейчас на автомобильном рынке в России сложная ситуация. На заводах Volkswagen сокращают выпуск автомобилей, с российского рынка уходит General Motors, на петербургских заводах Toyota замедляют конвейер. И в такой момент вы строите в нашем регионе автозавод. В чем вы видите преимущества своего производства?
– Наша компания вышла на российский рынок в 2005 году. Мы всегда рассматривали и рассматриваем Россию как стратегического партнёра, поэтому строим перспективы не на год-два и даже не на 10 лет.
У нас в Китае слово «кризис» имеет иное, чем у вас, значение – это время перемен, время новых возможностей.
Мы сейчас вложили все свои усилия в развитие линейки внедорожников. Это машины для людей активного образа жизни – путешественников, охотников. За счет локализации производства мы можем значительно снизить издержки производства, а значит, наши машины будут доступны.
– Компания хочет быстро построить завод, используя низкую стоимость строительства с учетом текущего курса рубля. С запуском завода сможет составить серьезную конкуренцию мировым автопроизводителям и занять весому долю рынка. К тому времени, как они запустят производство, положение в экономике изменится к лучшему, – пояснил генеральный директор «Корпорации развития Тульской области» Денис Тихонов.
20 мая 2014 г. Шанхай. Владимир Груздев на подписании соглашения с Great Wall Motors.
– Китайский бизнес живёт по собственным, очень индивидуальным правилам. Какие они? Находите ли вы взаимопонимание в нашем регионе?
– Я за все китайские компании ответить не могу. Расскажу про нашу компанию Great Wall Motors. Это совсем молодая компания по сравнению с американскими или европейскими автоконцернами. Поэтому мы стараемся учиться у них. В своей компании мы создаём культуру открытости и прозрачности, справедливости для всех сотрудников.
Мы год выбирали регион, где будем строить завод. Выбрали Тульскую область. Во-первых, потому, что географически она расположена очень удачно. Во-вторых, в регионе хорошие кадровые ресурсы. И в-третьих, поддержка со стороны правительства области и «Корпорации развития». Это действительно надёжный партнёр. Между нами возник очень эффективный механизм коммуникаций, тесные взаимовыгодные и даже дружеские отношения.
Мы хорошо понимаем друг друга, хотя и говорим на разных языках. Ведь на самом деле инвестор выбирает команду, с которой будет работать, которой доверяет.
– Насколько безопасно с точки зрения экологии будет новое производство?
– У нас концепция «зеленого завода», то есть в компании приняты самые высокие требования по экологическим стандартам к производству. Например, GWM использует водорастворимые материалы для окраски машин.
На автозаводе в Узловой будут собирать инновационные внедорожники Haval.
– Рабочие места на заводе компании Great Wall Motors – сколько их будет, когда будет объявлен набор персонала?
– Завод Great Wall Motors в индустриальном парке «Узловая» – это полный цикл по производству автомобилей, включая цех штамповки, цех сварки, цех окраски, цех сборки, базу запчастей, испытательный полигон автомобилей.
Завод будет строиться в два этапа. Промышленная мощность первого этапа – 80 тысяч машин в год, ожидаемый срок запуска производства – 2017 год. После завершения второго этапа производственная мощность достигнет 150 тысяч машин в год. На первом этапе будет организовано примерно 1650 рабочих мест, на втором этапе общее количество рабочих мест превысит 2500.
90% рабочих мест будет предоставлено тулякам. Все менеджеры автозавода обязательно пройдут стажировку и обучение в Китае на действующем заводе компании Great Wall Motors.
Китайские специалисты приедут на период монтажа и отладки оборудования, обучения местного персонала – на это потребуется от трех месяцев до полугода. Учитывая объем работ, примерно 150 китайских специалистов будут работать в Узловой постоянно для контроля соблюдения технических стандартов компании.
– Какие требования вы предъявляете к сотрудникам завода?
– На самом деле работа на автомобильном конвейере не требует длительного обучения, достаточно среднего образования. Тем более что на заводе будет установлено высокоавтоматизированное оборудование. Для нас гораздо важнее знание английского языка и технические знания, если человек хочет профессионально расти.
В нашей компании мы высоко ценим три основных качества в сотрудниках – трудолюбие, дисциплинированность и желание учиться, развиваться.
Сейчас мы подбираем сотрудников в офис компании. До конца 2015 года в офисе будут работать 36 человек, из них 15 – китайцы. Массовый набор сотрудников на завод начнётся в конце 2016 года.
– Сейчас разрабатываются программы подготовки кадров для автозавода в ТулГУ и тульских профтехучилищах, – добавил Денис Тихонов. – На днях компания Great Wall Motors выбрала проектировщика завода, который будет адаптировать проект завода к тульским условиям. Мы постараемся, чтобы как можно больше тульских строительных компаний стали субподрядчиками генерального застройщика.
С апреля компания базируется рядом со стройплощадкой – в Новомосковске.
– А что будет гарантировано для сотрудников завода в социальном плане?
– Мы строим не только сам завод, но и жилой район для сотрудников. В том числе и детский садик для детей сотрудников, и спортплощадки, и общежитие для тех, кто приедет работать из других областей. Кстати, проживание в нём будет льготное. Из Тулы, Новомосковска и Узловой будет ходить трансфер из новых микрорайонов – по образу и подобию завода в Баодине в Китае. Там сотрудникам автозавода выделяют жильё по очень льготным ценам.
Макет застройки района автозавода в Баодине (Китай, провинция Хэбей) –
аналога индустриального парка «Узловая» – с жильём для сотрудников
предприятия, детским садом и спортивным комплексом.
– В Тульской области по статистике на 10 женщин приходится 7 мужчин. Как, на ваш взгляд, есть вероятность появления в Тульской области тульско-китайских семей?
– В Китае ситуация противоположная. Так что думаем, такие семьи будут возникать.
От редакции. Как оказалось, господин Чжан – счастливый семьянин, его жена собирается приехать летом в Тулу, сын заканчивает школу и готовится сдавать единый государственный экзамен. Тянь Сяо пока не женат.
– Какие автомобили будут производиться на заводе?
– Кстати, мы планируем отправлять на экспорт в Европу автомашины, произведённые в Узловой. Себестоимость автомобиля из-за курсовой разницы и его технические характеристики дают нам серьёзные конкурентные преимущества.
Двигатели для Haval – это разработка компании
Great Wall Motors.
Например, на новых моделях H8 и H9 стоят 3-литровые двигатели, 220 л.с., с новейшей системой турбонаддува, с расходом 10 л бензина на 100 км.
У нашего проекта высокий уровень локализации. Что это значит? Компания Great Wall Motors сама производит очень много компонентов, в отличие от американских и японских автопроизводителей. Автокомпоненты – это целая индустрия, когда вокруг сборочного конвейера группируются предприятия-поставщики.
– Местным предприятиям нужно оценить свои технологические возможности, провести модернизацию, чтобы стать поставщиками конвейера. Мы готовы поддержать их в этом, – добавил Денис Тихонов. – Со своей стороны компания Great Wall Motors готова представить тульским предприятиям спецификации автокомпонентов и тактико-технические требования. В сфере металлообработки и полимеров тульские компании вполне могут стать поставщиками Great Wall Motors.
– Туляки интересуются, для них машины Great Wall Motors будут по специальным ценам?
– У нас есть принцип – если что-то обещаешь, должен выполнить на 100%. Поэтому я не могу сейчас что-то конкретное сказать по ценам, но обещаю, что для туляков будут специальные программы.
В самое ближайшее время заработает сайт компании «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» – там будет полная информация и для соискателей рабочих мест, и для партнёров, и для клиентов.
26 млрд руб. обязуется вложить в проект в Тульской области Great Wall Motors Limited.
2500 рабочих мест будет создано на автозаводе Great Wall Motors в Тульской области в Узловой.
2400 гектаров – площадь индустриального парка «Узловая».
40 резидентов планируется разместить в парке.
15000 рабочих мест будет создано в индустриальном парке «Узловая».
Владимир Груздев
губернатор Тульской области
- Мы рассчитываем, что территория парка станет инновационным ядром развития машиностроительного кластера региона. Нами совместно был пройден большой путь. Его итогом стало заключение в мае 2014 года в Шанхае (КНР) в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина инвестиционного соглашения о строительстве завода по производству автомобилей под брендом HAVAL.
Great Wall Motors – якорный инвестор парка «Узловая». Кто следующий?
Денис Тихонов
генеральный директор
«Корпорации развития Тульской области»
– Сегодня существуют мировые стандарты привлечения инвестиций. Такие производители, как компания Great Wall Motors четко знают, что хотят видеть на той территории, куда заходят. Самое основное, что должен предложить регион – подготовленная промплощадка. Газ, электричество, дороги с развязками и эстакадами, вода – всей этой инфраструктурой мы обеспечиваем не конкретно компанию Great Wall Motors, а весь индустриальный парк, это условия, которые мы предлагаем всем резидентам индустриального парка. И все, что мы создаем – это собственность региона!
Это очень эффективное вложение бюджетных средств – каждый рубль, вложенный в инфраструктуру парка, вернется в бюджет области через налоги, которые заплатят резиденты парка. Конечно, есть дополнительная федеральная поддержка на создание индустриальных парков – субсидирование затрат региональных бюджетов на создание инфраструктуры. Тульская область стала пилотным проектом программы Минпромторга РФ.
Корпорация – это коммерческая организация, акционерное общество со 100% участием Тульской области. Оно финансируется из нескольких источников. Взносы в уставный капитал из бюджета. Они идут на создание инфраструктуры индустриальных парков. Это общепринятая мировая практика при создании экономических зон, зон опережающего развития и комплексного развития территорий, таких, как «Новая Тула». Ещё один источник финансирования – доходы от коммерческой деятельности. Мы продаём подготовленные участки под промышленную и жилищную застройку. И по итогам 2014 года Корпорация получила существенную прибыль.
Якорный инвестор индустриального парка «Узловая» – компания Great Wall Motors. Ещё четыре компании также заходят в наш парк. Планируется, что площадка будет полностью заполнена резидентами в течение 10 лет. Это на сегодняшний день один из самых эффективных и правильных способов привлечения инвестиций в регион.
Такая политика губернатора и правительства области по привлечению инвесторов дала возможность тульской экономике увеличить доходы бюджета за четыре года в полтора раза.