1 апреля 1927 года при Тульском оружейном заводе создали Проектно-конструкторское бюро ручного оружия (ПКБ). Тогда трудно было предположить, что это станет знаменательной датой рождения легендарного Центрального Конструкторского бюро приборостроения.
Возглавить его было поручено человеку удивительной судьбы - Павлу Петровичу Третьякову.
П.П. Третьяков
П.П. Третьяков родился 12 июня 1864 года в старинной боярской семье, но к тому времени уже небогатой, переселившейся в Гельсинфорс после присоединения Финляндии к России. По семейному преданию, его далекий предок, боярин по фамилии Третьяк, служил еще при Иване Грозном.
Вот это двойственное положение бедного дворянина с богатой родословной заставляло Павла Третьякова с самого начала жизненного пути и до его окончания быть лучшим и самым честным. Гельсинфорскую Александровскую русскую гимназию он закончил с серебряной медалью, 2-е военное Константиновское училище в Санкт-Петербурге — с отличием, Михайловское артиллерийское училище — с вручением премии имени Великой княгини Екатерины Михайловны, Михайловскую артиллерийскую академию — по первому разряду. Одним словом — умница! После двух лет службы в линейных частях в октябре 1892 года его направили на службу в Тульский оружейный завод на должность помощника начальника мастерской в чине штабс-капитана.
Человек талантливый, он был замечен начальством завода, и постепенно делал карьеру военного учёного:
- помощник начальника мастерской (1892—1896гг.);
- начальник мастерской (1896—1906гг.);
В этот период происходят исторически важные события в истории вооружений: появляются автоматические виды оружия — пулемёты, а вместе с ними происходит важное событие в жизни Третьякова — внедрение на ТОЗе пулемёта Максим.
Пулемет Максим сконструирован Хайрамом Стивенсом Максимом (4 февраля 1840 — 24 ноября 1916) в 1884 году. Свою конструкцию пулемета он предложил военному ведомству США, но военное ведомство им не заинтересовалось. Они сочли новое оружие чересчур расточительным из-за большого расхода патронов, назвав пулемет Хайрама Максима всего лишь интересной, но бесперспективной механической диковиной.
Не убежденный данным отказом в бесперспективности своей конструкции, Хайрам Максим эмигрирует в Великобританию, где его оружие получает совсем иную оценку. Максим создает компанию «Максим-Норфельд», в городе Крэйфорд, графство Кент, которая после объединения в 1897 году с английской оружейной фирмой «Виккерс» преобразуется в корпорацию «Виккерс, сыновья и Максим Лтд» (позднее — «Виккерс лимитед»).В 1899 году Хайрам Максим получает британское гражданство, а в 1901 году рыцарское звание от Королевы Виктории.
Россия приобретает патент на производство этого пулемёта. Под непосредственным руководством Павла Петровича Третьякова и его верного сподвижника конструктора и чертёжника Пастухова завод приступает к освоению данного пулемёта.
Третьяков лично побывал на заводах фирмы «Виккерс», изучил технологию производства пулемёта и прибыл в Тулу с предложениями множества изменений в конструкцию пулемёта, которые были приняты.
Тогда ходила расхожая присловица - «Пулемёт знает Бог, Третьяков и Пастухов».
По сути был создан русский аналог легендарного пулемёта на станке Соколова, который верой и правдой прослужил до конца Великой Отечественной войны.
Дальнейшая служба Павла Петровича:
- штаб-офицер по технической части (1906—1910гг.);
- штаб-офицер по поверке изделий (1910—1913гг.);
- помощник командира Тульского Императора Петра Великого оружейного завода по технической части (1913—1915гг.);
Руководство Императорского Тульского оружейного завода
- начальник Тульского Императора Петра Великого оружейного завода (1915- 1918гг.);
Генерал-майор Павел Петрович Третьяков
Подпись генерал-майора Третьякова
С октября 1916 года Третьяков также возглавил строительство нового оружейного завода (ныне АК «Туламашзавод»), где, в основном, было сосредоточено пулеметное и инструментальное производство.
Деятельность Павла Петровича Третьякова в Туле была в высшей степени плодотворной, но после Октябрьского переворота 1917 года царский генерал уже не мог руководить Тульским оружейным заводом, ему просто не позволили.
В 1918 году принявшего революцию генерала освобождают от должности начальника ТОЗа и откомандировывают на Ковровский завод для приёмки образцов автоматов Федорова (отдельная история развития отечественного автоматического оружия, но не тульского).
В 1920 году Третьяков возвращён в Тулу на должность начальника пулемётного отдела завода.
В середине 20-х годов молодой Республике Советов потребовалось своё собственное оружие. А значит и конструкторские бюро. И в 1927 году при ТОЗе создаётся Проектно-конструкторское бюро ручного оружия (ПКБ). Возглавить его было поручено П. П. Третьякову. Впоследствии это — ЦКБ-14, а затем ГУП КБП.
Так получилось, что Павел Петрович руководил ПКБ всего два года. Но за это время бюро:
- продолжило заниматься модернизацией пулемёта Максима;
- модернизировало винтовку Мосина;
- начало разработку легендарного пистолета ТТ;
- начало разработку авиационного скорострельного пулемёта Шпитального-Комарицкого образца 1932 года (ШКАС).
Пулемёт ШКАС
Когда советские бойцы захватили канцелярию Третьего Рейха в Берлине, они нашли накрытый стеклянным колпаком авиапулемёт «Шкас».
Рядом с пулеметом на столе лежал личный приказ Гитлера. Он гласил, что пулемет тульских оружейников будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут лучший.
Но главная заслуга Павла Петровича Третьякова на должности начальника ПКБ — это создание школы оружейных конструкторов-единомышленников.
А потом грянул 1929 год. И вместе с «детьми Арбата», а также с другими верными сынами России, Павел Петрович Третьяков попал под каток репрессий, был обвинен в измене Родине и приговорён к высшей мере наказания — расстрелу. (Попробуй, читатель, представить только…). Но не расстреляли, дали 10 лет лагерей, и… вернули на ТОЗ, где Павел Петрович в течение года работал под конвоем. В 1931 году обвинения были сняты, его полностью освободили, но на прежнюю должность не вернули («НКВД просто так не арестовывает»), а назначили на должность отдела изобретательства и рационализации, а затем на всё более низкие должности.
Павла Петровича Третьякова не стало в 1937 году: в начале января у него произошло мозговое кровоизлияние, а 16 апреля он скончался. Он похоронен на Всехсвятском кладбище в Туле.
Генерал-майор, кавалер Командорского креста ордена Почётного
легиона. ТРЕТЬЯКОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ 1864 — 1937 год.
Последний царский директор Императорского Тульского оружейного завода.
Основоположник Тульского конструкторского бюро приборостроения.
От внука Руднева Н. Н.
Умирая, Павел Петрович наказывал жене: «Скажи детям и внукам, что отец не взял ни? единой казенной копейки и с завода гвоздя не? унёс».
Многим нашим современникам трудно Вас понять, Павел Петрович…
Третьяков не изменял Родине, с одинаковой самоотдачей работал на благо страны при Александре?III и Николае II, Ленине и Сталине, он служил не им, а России. Человеком был скромным и незлопамятным: однажды, узнав, что человек, для которого сделал много добра, предал его, сказал: «Будем выше этого!». Любил не только оружейное дело, но и литературу и в конце жизни передал остатки библиотеки ремесленной школе при ТОЗе, в создании которой сам участвовал. Прожил 31 год с женой Еленой Филипповной (урожденной Челноковой), родившей ему пятерых детей, каждый из них тоже вырос достойным человеком.