Квартирники – место единения авторской музыки и зрителя. Это небольшие концерты, которые, как правило, проводятся в обычных квартирах. Свой бум они пережили в 1980-х годах в Советском Союзе. Тогда бунтарская молодёжь выступила с протестом в отношении культурной политике государства и начала давать концерты буквально у себя дома.
С тех пор и пошло, что на квартирниках выступают не более трёх музыкантов. В своё время на подобных мероприятиях пел Владимир Высоцкий, принимая участие в самых первых «домашних» выступлениях. Его дело продолжили Виктор Цой, Егор Летов, Юрий Шевчук и другие именитые артисты. Кстати говоря, один из таких квартирников запечатлён в документальном фильме «Рок», вышедшем в 1987 году.
В последнее время в Туле развивается это направление, и всё больше артистов организовывают подобные мероприятия. На этот раз в город решил заглянуть Дмитрий Дубров, выступающий под псевдонимом Plotnik82.
Свой музыкальный путь он начал на Донбассе, в городе Горловка, где в далёком 2013-м развалилась местная рок-группа «ЛихоЛесье», и на её обломках возник Plotnik82. Изначально он задумывался как студийный, но в конечном итоге получился больше личный проект. В 2016-м к «Плотнику» присоединилась флейтистка Алла Лужецкая, до этого выступавшая в группах Fleur и «Елена Войнаровская».
За 10 лет Дмитрий Дубров выпустил 7 альбомов и 14 видеоклипов. Более того, в 2019-м музыкант стал лауреатом «Грушинского фестиваля» – праздника авторской музыки, проводящегося с 1968 года под Самарой.
Вернёмся к нашему квартирнику – на него мы решили пойти, чтобы приобщиться к авторской музыке подобных концертов. Квартира, в которой вот уже четыре года проходят такие события, приглушенный свет и атмосфера маленького праздника придали мероприятию особенное настроение. Всего лишь два монитора и прекрасный живой звук украсили вечер зрителей «Плотника». С некоторыми из них мы пообщались.
– Первый раз я на таком мероприятии, спасибо большое и спасибо большое мне, что я приняла решение к своему дню рождения – сделать себе такой подарок, – поделился первый нашей собеседник.
А ведь и правда, квартирник – хороший вариант для спокойного праздничного вечера. Живой звук и атмосфера располагают к этому. Второй наш собеседник отметил необычность флейты в таком дуэте и выбор музыки для концерта.
– Ой, мне очень понравилась музыка, мне безумно понравилась флейта, флейта просто восхитительна. А по песням: мне понравились более активные, веселые песенки, а не лиричные, – сказал второй зритель.
После того, как концерт закончился, мы решили задать несколько вопросов герою этого вечера – Дмитрию Дуброву.
– Дмитрий, спасибо за выступление, очень тронуло, особенно последняя композиция. Вас называют родоначальником кибер-бард рока. Как у вас получился такой интересный симбиоз, как зародилось такое направление?
– Это, конечно, больше ирония и шутка. То есть это так получилось, что когда я начал выступать на фестивалях авторской песни, я возил с собой разные вокальные примочки, и это очень сильно отличалось от того, что звучало там. Мои друзья придумали такой термин – кибер-бард рок. Ну а потом мы просто стебались: родоначальник кибер-бард рока, но это все стёб.
– А вообще, ваше творчество это что-то такое экспериментальное. Это поиск новых форм, или какое-то желание оставить свой след в искусстве?
– Дело в том, что если бы вы послушали разные мои записи, то все они разные по стилистике. Там есть и хип-хоп, и электронные эксперименты, и акустическая музыка. Я не знаю, мне просто интересно делать разную музыку, не могу сказать почему, хотя, наверное, это неправильно. Если смотреть на это всё с какой-то условно коммерческой точки зрения, то было бы правильнее делать все в одном жанре, иначе немного рассеивается внимание, но мне так интересно. А концерты в последние годы я играю, как правило, акустического плана – просто так с гитарой и примесью стендапа. Мне кажется это прикольным.
– Ваши квартирники – такие камерные выступления, это единение со зрителем. А когда выступаете на большой сцене, ощущаете себя так же?
– Если говорить про большую сцену – это только фестивали, ведь я не скажу, что на сольных концертах я собираю условно больше ста человек. Даже если на какой-то концерт придет сто человек, то я точно так же могу им рассказать такие же истории, и это будет тоже нормально, а до тысячных залов я ещё не дорос, поэтому как с ними быть я не знаю. Хотя вот Александр Розенбаум выступал перед такими же аудиториями и было нормально.
– Как вы можете себя назвать: певец, музыкант, исполнитель, артист? Что вам ближе?
– Наверное, артист или же автор-исполнитель. Сингер или сонграйтер – мне не близко. Просто кому-то говоришь – вы артист, а он говорит – нет, я музыкант, не называйте меня так. Многие ищут свое амплуа. Мне честно всё равно, пофиг абсолютно.
– По поводу вашего псевдонима plotnik82. «82» – понятно – это год рождения, а plotnik что означает?
– Дело в том, что это целая история! Но если без шуток, то получилось так: когда я придумал новый формат, я подумал, что это должен быть такой экспериментальный новый проект, очень разноплановый по музыке и очень новаторский для меня. Понял, что название для такого должно быть соответствующее и мне почему-то показалось, что мой тогдашний емэйл plotnik82 – классное название для проекта. А вот почему я так назвал емэйл – расскажу в следующем году.
– По поводу вашего дуэта с Аллой: как давно вы уже вместе выступаете, как вы нашли друг-друга?
– Мы с ней познакомились году в 2008-м, она тогда играла в группе Fleur и исколесила с ними огромное количество городов. Алла просто приехала к нам, я тогда жил в Горловке, и мой товарищ попал в группу Fleur как звукорежиссёр. Там они подружились, и он привез её к нам в Горловку, где у нас как раз был концерт. Алла там с нами сыграла и тогда же мы с ней познакомились.
Но когда я начал более активно заниматься концертной деятельностью, а это, собственно, случилось уже в 2014 году, я начал гастролировать. И так получилось, что Алла жила в Москве. Она пришла на мой концерт и предложила: «Слушай, а давай я тоже буду играть у тебя». Вот так мы начали поигрывать, но у нас не было каких-то больших гастролей. Мы иногда с ней записывались, играли в Москве, но у неё дети маленькие. Она не могла раньше далеко уезжать, а сейчас дети выросли, и мы можем выехать на несколько дней.
– Да, вы говорили, что у вас был пятилетний перерыв в выступлениях с Аллой. Не скажете, с чем это связано?
– У неё не имелось возможности выезжать куда-то на дальние расстояния из-за семьи. У меня же были друзья, с которыми мы колесили по 20 концертов подряд, играли так в 2019-ом, 2020-м, 2021-м году вместе с Сашей Савиным – знаменитым воронежским скрипачом и ребятами из проекта Гитарин. Аллу мы тогда приглашали на московские концерты. Когда мы где-то ездили, нам было попросту некуда её девать, ведь нас и так была толпа народу.
– На вашем Youtube-канале у вас есть выпуски с Алексеем Расчётовым и с ансамблем «Камертон». Скажите, это опять поиск какого-то нового звучания в вашем творчестве?
– Да нет-нет, если вы про эти последние видео, то дело в том, что у меня в августе был большой тур по Сибири. Я везде, где получалось, с друзьями в разных городах снимал видео в каких-то локациях, просто разные песни и лайвы. На Алтае снимали, в Омске с ансамблем «Камертон», в Иркутске, на Байкале с Алексеем Расчётовым. Просто это выкладывал как такие заметки, в них ничего такого особенного нет.
– Ваш зритель – он какой?
– Мой зритель, судя по статистике сообщества во «ВКонтакте», – от 30 до 40 лет и старше, если говорить о возрастных рамках. Есть конечно те, кто младше, но основная аудитория – это, как правило, примерно моего возраста.
– А как вы считаете, с чем это связано? С тем, что такое бардовское направление у молодёжи не очень популярно?
– Не могу точно сказать. Это факт, что взрослых людей ходит больше на мои концерты, чем молодых. Наверное, у меня и правда не совсем молодёжная музыка, молодёжь слушает альтернативное направление, хотя мне кажется, что это нормально, когда ты взрослеешь, и публика приходит соответствующая. Наверное было бы странно, если на концерт 45-летнего дядьки приходили 18-ти летние молодые люди в большом количестве.