...остались позади слепые окна и заросшие домики Глубоковского. Дорога выбирается из зелёного коридора на просторную площадку конечной остановки автобуса до шахты № 4. Здесь заканчивается ещё одно напоминание о цивилизации- признаки асфальта. Дальше- грунтовка, весьма, кстати, оживлённая, хоть и ведёт она чёрт знает куда.
Хотелось бы сразу уточнить- о шахтах мне не известно ничего. Даже название второй из представленных в этом отчёте- лишь моё предположение. Могу назвать лишь годы действия шахт- 4я открылась в 1939 и действовала до 1971го. 6я Глубоковская ( если это она ) работала с 1951 по 1971й годы.
Дорога круто огибает основной террикон шахты, но мы туда не пойдём. Пока. Слева, в густых зарослях, виднеются остатки зданий, определённо принадлежавших шахте. С них и начнём.
На удивление, большая часть кладки- необработанный известняк. Мне, конечно, встречались на шахтах подземные галереи и фундаменты из известняка, но здесь, судя по всему, из него было сложено административное здание. Хотя, какими-то странными вкраплениями, встречаются и более привычные блоки нажиги, и обычный красный кирпич.
Мои любимые поиски шахтного ствола, или его останков, пришлось, на этот раз, оставить- местные заросли совершенно не располагают. Даже до виднеющегося в стороне от тропинки здания еле добрались по кустам и мокрой траве.
Домик, судя по хоть и изрядно заваленной, но просматривающейся подземке, представлял собой какой-то погрузочный терминал. Первый этаж тоже выполнен из природного камня, чего вообще ни разу среди промзданий тульских шахт до сих пор не встречал.
Ещё одна особенность шахты- пристроенная трансформаторная. Обычно встречаются отдельно стоящие, типовые. Жаль, что здесь от неё крайне мало осталось, да и то заросло
Вдоволь напрыгавшись по мокрым зарослям, ползём на террикон.
Наша следующая цель- террикон 6й (?) шахты.
Две местных достопримечательности, которые видно отовсюду. От них невозможно уйти, про них невозможно забыть
Двигаем дальше. Тропинка, просматривавшая на спутниковом снимке, существует только в воображении , так что ломимся опять сквозь заросли скрывающие соединявшую шахты ж/д ветку. По сторонам болота, а под ногами- море земляники
Однако, и болота когда-нибудь кончаются, и землянику нельзя объедать до бесконечности. Из-за кустов показывается терр 6й (?) шахты.
Шахта встречает урчанием трактора и неожиданно тормознувшей возле нас "Нивой". Думали, поинтересуются, чем это мы тут занимаемся. Однако, водитель и так всё понял :) Остановился посоветовать, с какой стороны удобнее лезть на террикон
Бегло осматриваем постройки. Как ни странно, административка, которую мы успели отнести к какому-то действующему предприятию, оказалась жилым домом. Рядом- аккуратный огородик, пара промкорпусов бывшей шахты используется в качестве гаражей. Кроме этого обнаружились ж/д депо ( впервые встречаю на территории старых шахт ),
типовая электроподстанция,
и совсем непонятное мне строение из стандартных панелей для многоквартирных домов
И вновь путь на вершину
Вездесущие ГРЭС и Точмаш
Террикон 4й шахты
Кто сказал, что террикон- скучная чёрная гора?
Перекусив в непонятной панельной городухе ( не без напоминаний о нашем дурном увлечении )...
...отправляемся дальше.
Дорога, как и всё в Зоне, полузаброшена.
Нас бы устроила и такая, но наш путь в третью часть рассказа пролегают через очередные заросли шахтной железки. Туда, вдогонку за дождём...
Благодарю за внимание, продолжение следует )