Поселок 2-й Западный в Скуратово сегодня и в прошлом
В южной части города-Героя Тулы расположен поселок Скуратово или Скуратовский.
Название Скуратово — обобщенное. В этой части Тулы расположены примерно 20 мелких поселков, такие как: Южный, 1-й Западный, 2-й Западный, Северный, Восточный, Победа, Льва Толстого, Комсомольский, Ново-Скуратово, Трудовой, Угольный, Октябрьский, Горняк, Басово, Басово- Прудный, Овсянниково, Скуратово, Тихвинка, Варваровка, Матвеевские дачи и др.
Указанные выше названия не являются «бытовыми». Это официально установленные и закрепленные названия населенных пунктов в черте современного городского округа Тула.
Многие удивляются — зачем такие сложности? Однако причина имеется. Названия многих улиц в составе таких поселений дублируют названия улиц центра Тулы, или других ее районов. К примеру, на территории поселка 2-й Западный имеется улица Гоголевская. Но улица с таким же названием есть в самом центре Тулы, в Советском районе, на пересечении с основной автомагистралью города - проспектом Ленина. Аналогичная ситуация с улицей Октябрьская, которая расположена как в поселке Овсянниково (Скуратово), так и в Зареченском районе Тулы. Есть еще несколько таких улиц.
Немного истории:
Эта территория образована на месте старинных деревень и сёл, возникших в ХVI-ХVII вв. во времена учреждения Тульской засечной черты, а также шахтёрских посёлков, основанных в середине ХХв.*
Здесь находился участок естественной границы между Московской Русью и степью, по условиям местности и почвы, проходившей через Тулу. Скуратово располагалось частью на русской стороне, частью на полевой, или степной (на языке того времени). К началу XVII в. относятся документы о существовании скуратовских поселений: деревни (позже сельца) Овсянникова, села Рудакова, деревни Медведевой, села Тихановского, села Басова, деревни Ладинской. В писцовых книгах 1678 г. упоминалась также деревня Козловка, возникшая на месте поляны Козловка.
После 1917 г. все помещичьи частные земли национализируются и выделяются под пашни крестьянам для создания коммун и артелей. После 1936 г. начинают создаваться колхозы. Советская власть организовала в Скуратове сельсоветы.*
27 марта 1929 года согласно решению Тульского Совета народных депутатов, Тула была разделена на три района: Центральный, Зареченский и Чулковский. Этот день и вошел в историю, как дата образования Центрального района.
Территория Центрального район включила в себя почти всю историческую часть города, в том числе Тульский кремль городской Посад, который в XVI веке был обнесен полукруглым земляным валом, определившим впоследствии очертания одной из центральных городских улиц — улицы Советской
Позже к району были присоединены вошедшие в состав Тулы рабочие поселки: Скуратово, Менделеевский и Косая Гора.
В настоящее время Скуратовские поселки входят в состав Центрального территориального округа города Тулы.
Имеется специально созданный отдел по работе с территориями «Менделеевский» и «Скуратовский» в составе главного управления по Центральному территориальному округу города Тулы.
Угольные шахты в подмосковном бассейне
29 октября 1941 г. фашистские войска оккупировали Овсянниково, Варваровку, Рудаково и другие деревни и сёла, находившиеся на современной территории Скуратово. В Скуратове устанавливается немецкая оккупационная власть. Фашисты формируют полицию из местных жителей (полицаи). В здании Дома пионеров размещается фашистская администрация. На фронтоне здания вывешивается огромный щит со свастикой и перечислениями требований к местным жителям. В лесах с самолётов разбрасываются агитационные листовки.
Под натиском Красной Армии (декабрь 1941 г.) германские войска стали отступать от Тулы в сторону Щёкина. 14 декабря 1941 г. закончилась немецкая оккупация Скуратова.*
Согласно Постановлению совета народных комиссаров СССР о восстановлении угольных шахт в подмосковном бассейне от 29 декабря 1941 г. для обеспечения промышленности и транспорта города Москвы и области подмосковными углями было предписано приступить к восстановлению угольных шахт Подмосковного бассейна, в который входила и Тульская область.
Пункт 8 указанного постановления обязывал Наркомат обороны вернуть к 5 января 1942 г. в угольную промышленность Подмосковного бассейна всех шахтеров угольных шахт и шахтостроителей, мобилизованных в прифронтовой полосе Тульской и Рязанской областей, не зачисленных в действующую армию.
С этого времени и началась история разработки части Подмосковного (Тульского) угольного бассейна, расположенного в Скуратове.
Скуратовский трест угольных предприятий «Скуратовоуголь» был официально образован 8 марта 1944 года на основании приказа Народного комиссариата угольной промышленности СССР в составе государственного каменноугольного комбината подмосковного бассейна «Тулауголь». Строительство первых шахт будущего треста было начато в январе 1943 года трестом «Тулшахтстрой». В 1943 году были введены в эксплуатацию шахты № 3 (пос. Ново-Скуратово)и № 7 (п. Октябрьский), которые до образования треста находились в ведении дирекции строящихся шахт Скуратовского месторождения. В 1944 году в эксплуатацию были введены шахты № 2 и № 5 (пос. Восточный), в 1945 году — № 1, № 4 (пос. Трудовой), № 6, в 1947 году — № 8, в 1949 году — № 9. Пока не уточнена дата пуска шахты № 8-бис располагавшаяся в д. Крюковка (Лутовиново), но входящая в трест «Скуратовоуголь».
В те годы пресса много писала о новом предприятии. Так газета «Известия» в своей статье «Рождение Скуратовского угольного района» (02.08.1944 № 182 (8484))отмечала: «Скуратовский угольный район называют жемчужиной комбината „Тулауголь“ — так велики и надежны его перспективы. Месторождение большое, сухое, богатое, легкое для эксплуатации. Дальнейшая разведка даёт самые лучшие и заманчивые показатели. В Скуратове строится большой рабочий поселок, который сейчас назван Южным Городком. В нем недавно открыты почта, больница, поликлиника. Заканчивается строительство школы. В ближайшее время горняки устроят парк и стадион, откроют детский сад.»
Открывались шахты, строились дома для шахтёров, заводы, связанные с производством и ремонтом машин (Скуратовский экспериментальный завод, Скуратовский завод «Стройтехника»).
Важным историческим фактом является тот, что на шахтах активно использовали труд заключённых, в том числе фашистских пособников из Западных Украины и Белоруссии, поэтому шахты находились под усиленной охраной солдат.
В Скуратовском поселке в 1943—1946 гг. дислоцировалось лагерное отделение № 24 спецлагеря № 0308 (позже ПФЛ № 0308). Спецконтингент — советские военнослужащие, проходившие «госпроверку» после плена или пребывания на оккупированной территории, а также литовцы, латыши, эстонцы и др. Лаготделение обслуживало шахты № 3, № 7 треста «Скуратовуголь» комбината «Тулауголь».
После разгрома противника под Сталинградом иностранные военнопленные стали новым источником рабочей силы. В соответствии с постановлением ГКО № 2643с от 20 декабря 1942 г. «Об использовании военнопленных румын на работах в Подмосковном угольном бассейне» при спецлагере № 283 был организован Подмосковный лагерь для военнопленных на 8000 человек и создана (с 24.02.1943 г.) новая структура — Управление Подмосковных лагерей НКВД № 283[xvii]. В конце 1943 г. открылись новые лаготделения спецлагеря № 283: № 9 и № 30 в Болохово, № 15 в Товарково, № 18 в Туле, № 19 в Щекинском р-не, № 24 в п. Скуратовский и № 25 в д. Кресты [xviii].
Хозяйственная необходимость привела к тому, что к началу 1944 года лаготделения, дислоцировавшиеся на территории Тульской области, были выделены из состава спецлагеря № 283 и образовали самостоятельный Тульский спецлагерь № 0308 с управлением в Туле. В задачу последнего входило обслуживание комбината «Тулауголь». Спецлагерь же № 283 стал носить название «Угольный» и обслуживал хозорганы, расположенные на территориях, отошедших к Московской области.
К концу 1944 года среди рабочих по эксплуатации в «Тулаугле» более 43% составляли подконтрольные НКВД контингенты: немцы-трудармейцы (6725 человек), крымские татары (2516 человек) и спецконтингент спецлагеря № 308 (5500 человек).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 13 апреля 1946 года, репатриированные литовцы, латыши и эстонцы, служившие по мобилизации в немецкой армии, легионах и полиции в качестве рядовых и младшего командного состава, были освобождены от отправки на шестилетнее спецпоселение и из проверочно-фильтрационных и исправительно-трудовых лагерей подлежали возвращению в Прибалтику. Однако, руководство местных хозорганов всячески препятствовало их отправке. В комбинате «Тулауголь» ссылались на отсутствие замены контингенту и затягивали предоставление списков в областное УМВД. Проведённая 20 ноября 1946 года перепись установила, что «на территории Тульской области, было выявлено и учтено репатриантов из числа латышей, литовцев и эстонцев — 2106 человек».
Освобождение стран восточной Европы привело в лагеря новые потоки заключённых. В январе-мае 1945 года в спецлагерь № 283 прибыло восемь эшелонов с интернированными поляками и польскими гражданами из Польши и один эшелон из Литвы.
Таким образом, бывшие заключенные фильтрационных лагерей и члены рабочих батальонов, наряду со спецпоселенцами и репатриантами, закреплялись на новых местах, становились жителями шахтерских поселков и городков и формировали послевоенное население Тульской области.
ПФЛ № 0308 был ликвидирован в середине 1946 г. в связи с окончанием своей деятельности. Часть его подразделений была передана для размещения иностранных военнопленных, часть передана для нужд УМВД по Тульской области.**
Одним из первых объектов инфраструктуры стала школа, которая позже получила номер 70. Школа расположена по адресу: г. Тула, пос. 2-й Западный, ул. Маяковского, 37.
- 05.07.1949 г. открыта в Западном поселке треста «Скуратовуголь» новая средняя школа, решение Исполкома № 26−1022 от 05.07.1949 г. Основание: ГАТО, ф. 2640, оп. 2, д. 407, л. 79
- 28.05.1980 г. средней школе присвоен порядковый номер 70, решение Горисполкома от 25.05.1980 г. за № 11−328
- 10.10.1996 г. средняя школа № 70 Центрального района г. Тулы переименована в муниципальную общеобразовательную среднюю школу — детский сад № 70 (МОСШ-д/сад № 70), приказ по отделу образования администрации Центрального района г. Тулы от 08.10.1996 г. № 108-а, по СШ № 70 от 16.10.1996 г. № 170-к.
- 18.04.1998 г. муниципальная общеобразовательная средняя школа — детский сад № 70 (МОСШ-д/сад № 70) реорганизована в муниципальную общеобразовательную среднюю школу № 70 (МОСШ № 70), приказ по ГУО г. Тулы от 12.02.1998 г. № 17.
- 27.01.2003 г. муниципальная общеобразовательная средняя школа № 70 (МОСШ № 70) переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение — среднюю общеобразовательную школу № 70 (МОУ СОШ № 70), приказ ГУО Управы г. Тулы от 16.12.2002 г. № 989а, приказ по МОСШ № 70 от 27.01.2003 № 2/а.
- 08.10.2008г. муниципальное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 70 (МОУСОШ № 70) переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение — среднюю общеобразовательную школу № 70 имени И. А. Леонова (МОУСОШ № 70) приказ УО администрации г. Тулы от 11.02.2008 г. № 98-а, от 05.05.2008 г. № 318-а, от 15.09.2008 г. № 638-а, МОУСОШ № 70 от 08.10.2008 г. № 163-а
68 школа в Скуратово.
Некоторые источники (***) говорят о том, что жизнь поселка строилась вокруг школы № 68, однако эта школа была построена позже школы 70, в 50-е годы.
Школа 68 впервые открыла свои двери 22 сентября 1952 года, в 2012 годы это школа отмечала свой 60-летний юбилей.
67 школа в Скуратово.
67 школа согласно информации об объекте недвижимости, содержащейся в Росреестре была построена в 1951 году. Сейчас все три школы, а также садики в Скуратово объединены в ЦО 26.
Скуратовская Больница.
Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница № 3 г. Тулы» ранее «Скуратовская больница» построена в 1950 г. для обслуживания шахтеров Тульского угольного бассейна. Со временем шахты закрылись и больница стала обслуживать население Скуратовских поселков и частично жителей Ленинского района.
Больница находится по адресу: пос. 2-й Западный, ул. Пушкина, 17.
Скуратовский завод «Стройтехника»
Предприятие являлось ведущим в системе союзного Министерства промышленного строительства по изготовлению прицепной техники.
История зарождения предприятия неразрывно связана с развитием угледобычи на территории Тульской области. Подмосковный угольный бассейн начали активно разрабатывать в послевоенное время по причине медленного восстановления Донбасса, шахты которого были затоплены или взорваны в начале войны при отступлении советских войск.
С 1948 года начинают свою работу и районные электромеханические мастерские, которые послужили основой для становления будущего завода. В мастерских ремонтировали электродвигатели, насосы и шахтное оборудование, а впоследствии они были переквалифицированы на ремонт автомобилей. В 1955 году были переименованы в Центральные авторемонтные мастерские (ЦАРМ) с подчинением Автоуправлению комбината «Тулауголь». В первое время они занимались капитальным ремонтом самых массовых в то время грузовиков ГАЗ-51 и их агрегатов. В 1960 году ЦАРМ переименованы в Скуратовскую авторемонтную базу (АРБ) Управления автотранспорта Тульского совнархоза.
В это же время сданы в эксплуатацию вновь построенные корпуса в самой Туле: шиноремонтный цех (на Шоссейной ул.) и цех по ремонту автобусов (на Оборонной ул.). Последний представляет для нас особый интерес. Именно здесь развёрнуто полноценное производство новых кузовов, предназначенных для замены старых (утильных) при капремонте автобусов на шасси ГАЗ-51. Необходимость в таком ремонте была более чем острой. Дело в том, что шахтёров возили на работу и обратно со смены в посёлки на автобусах. Поскольку шахт было много, и все они рассредоточены на большой территории в северо-восточной части области, парк машин был огромным. Более того, в своё время именно для шахтёров в городе Щёкино Тульской области на местном деревообделочном заводе начали выпускать автобусы ПАЗ-651. Выпускали их в большом количестве, а срок их службы ввиду особенностей конструкции (наличие цельнодеревянного каркаса кузова) был всего около 3−5 лет. То есть к 1960 году первые выпущенные сотни автобусов оказались безнадёжно ушатанными.
С восстановления щёкинских «коробочек» и началась деятельность нового цеха. За основу автобусных кузовов для ремфонда взяли техническую документацию с ЩДОЗа. Правда, конструкцию немного упростили, аннулировав запасную дверь в задке и рейсоуказатель над ветровыми стеклами. На выходе потребитель получал автобус с новым кузовом и капитально отремонтированными агрегатами шасси. Надо отметить, что оптовая цена нового кузова, по данным 1973 года, составляла 1528 руб., при этом в эту стоимость входили комплект сидений, остекление, наружная и внутренняя покраска, а также… отопитель, которого на штатных автобусах ПАЗ-651А и его курганских клонах не было в принципе.
В 1961 году АРБ была переименована в Скуратовский авторемонтный завод. Через год предприятие из совнархоза передано в систему Минстроя РСФСР, где вошло в состав транспортного управления Главприокскстроя. С этого момента начинается вторая жизнь завода: теперь он не только ремонтировал технику, но и начал осваивать промышленную продукцию. Первыми стали подкатные тележки для транспортировки длинномерных железобетонных конструкций (балок, ферм). В 1964 году завод изготовил первый полуприцеп ПСК-2 для перевозки сантехкабин. Его преимущество заключалось в возможности перевозки сразу двух сантехкабин, в то время как на практике в те годы их возили поштучно в кузове грузовиков. Кроме того, погрузочная высота у полуприцепа была в 2,5 раза меньше, что предотвращало деформацию груза и его опрокидывание при транспортировке. Опытную эксплуатацию он прошёл в Новотульской автобазе и был рекомендован к производству.
Скуратовский Опытно — Экспериментальный Завод
Основан в 1955 году в Центральном районе г. Тулы на базе шахты № 9 треста «Скуратовуголь» комбината «Тулауголь». Целью создания завода являлось изготовление экспериментальных образцов новой техники, для проведения научно-исследовательских работ по тематике института «ЦНИИПодземмаш». До 1995 года основным производственным профилем завода было изготовление (за счет централизованного финансирования) опытно-экспериментальных образцов новых машин и оборудования для угольной промышленности, шахтного строительства и метростроя
Толстовские места*
Многие скуратовские географические названия связаны с жизнью Льва Николаевича Толстого.
Чаще всего Лев Толстой бывал на железнодорожной станции Козлова Засека и в находящейся рядом деревне Козловке. Это сельское поселение возникло на рубеже ХУ1-ХУП вв., как «опорный пункт проходившей тут засечной черты. Здесь (в 15−20 верстах южнее Тулы) в XVI—XVII вв. протянулся лесной засечный вал.
В районе поляны Козловки (на которой впоследствии возникла одноимённая деревня) завершался Завитай — крупнейшее и грандиозное оборонительное укрепление того времени. Это земляной вал, длиной 14 вёрст, проходивший поперёк всего Заупского стана Тульского уезда от Крапивенской башни Тульской городской деревянной стены (острога) до Ясной Поляны вдоль Крапивенской дороги (современный проспект Ленина), имел дозоры, надолбы, боевые площадки.
Рядом с деревней Козловка в 1867 г. была открыта станция Козлова Засека проложенной здесь Московско-Курской железной дороги. Станция была названа по своему местоположению рядом с соответствующей засекой. Здесь следует отметить тульское диалектное произношение [з^асика] вместо [зас'эка].
Л. Н. Толстой часто бывал здесь, отсюда он отправлял и здесь получал почту. В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция Козлова Засека».
Находясь на станции Козлова Засека, Лев Толстой стал свидетелем трагического случая: женщина попала под поезд. Это происшествие легло в сюжет романа «Анна Каренина».
Именно на Козлову Засеку 9 ноября 1910 г. прибыл траурный поезд, привезший тело Толстого, скончавшегося на станции Астапово. Затем гроб несли на руках в Ясную Поляну.
Сегодня станция относится к Московской железной дороге. В 2001 г. станции было возвращено её первоначальное название, она отреставрирована и выглядит, как при Л. Н. Толстом.
В 30-х гг. XX в. деревня Козловка стала поселком Толстовские Дачи.
По проезжей дороге из Тулы в Орел (сейчас это улицы Льва Толстого и Октябрьская) Лев Толстой ходил в сельцо Овсянникове. Это поселение возникло как «опорный пункт» засечной черты.
13 июля 1894 г., после одного из многочисленных посещений Овсянникова, Толстой сделал следующую запись в дневнике: «Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат. В нагроможден[ных] облаках просвет, и там, как красный неправильный угол, солнце. Все это над лесом, рожью. Радостно. И подумал: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, к[оторый] прекрасен, радостен и к[оторый] мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, к[то] после нас будет жить в нем».
Сегодня это место, навеявшее Толстому размышления, застроено жилыми многоэтажными домами (скуратовский микрорайон).
Посещение Толстым Овсянникова нашло отражение и в произведениях писателя. Его разговор с овсянниновскими крестьянами (6 сентября 1894 г.) лёг в основу описания беседы Нехлюдова с крестьянами о проекте земельной реформы Генри Джорджа в «Воскресении».
Лев Толстой часто посещал находившееся в нескольких километрах западнее от Овсянникова село Рудаково. Название села пошло по фамилии его основателей: засечных сторожей братьев Фёдора и Ивана Рудаковых.
В Рудакове был храм Покрова Пресвятой Богородицы. Судя по архитектуре, его можно отнести к XVII в. Строителем храма считают местного помещика, полковника Стрекалова, одно го из сподвижников Петра I и участника Полтавской битвы. Стрекалов скончался в 1709 г, вскоре после Полтавы, и был похоронен в этом храме, о чем свидетельствовала вделанная в стену изнутри чугунная надгробная плита. Храм был каменным, трехпрестольным: главный алтарь во имя Покрова Пресвятой Богородицы правый — по Усекновению главы Иоанна Предтечи и левый — во имя Преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца.
К Рудаковскому приходу, древнейшем приходу Тульского уезда, относились деревни: Овсянникове, Варваровка, Верхнее Волохово, 40 г Нижнее Волохово, Скуратово, Судаково, Стрекалово. К нему относились и 6 землевладельческих усадеб, дома казённых лесничих и станция Козлова Засека.
До наших дней сохранились остатки стен и колокольня Рудаковского храма. Изнутри на стенах можно рассмотреть уцелевшие фрески. В одном из оконных проёмов осталась старинная решётка.
Иногда через Рудаково Толстой шёл в сельцо Басово (5 км севернее, по современной ул. Скуратовской). Название этого сельского поселения пошло по фамилии первого владельца. Позже появилось целое «Басовское» топонимическое гнездо: селения Басово, Басово-Прудное и Басово-Шиши. Вторая часть последнего названия происходит от народного географического термина «шиш» — островерхий холм, круча. Именно такая возвышенность располагалась рядом с этим поселением.
«Первое» Басово сегодня называется Старо-Басово. В середине XX в. возникло Ново-Басово. Сохранился топоним Басово-Прудное, а название Басово-Шиши исчезло в первой половине XX в.
Заканчивая этот рассказ, отмечу, что поселок Скуратово имея давнюю историю и сегодня живет и развивается. Исчезают последствия всеобщей разрухи лихих 90-х. Двух-этажные домики растут как грибочки, а вокруг них повсеместно расположенные цветники и палисадники радуют глаз местных жителей и проезжающих мимо путешественников. При этом имеется полная инфраструктура: больница и амбулатория, школы, детские садики, две почты, магазины, торговые центры.
**** Денис Дементьев. Прицепная техника Скуратовского завода «Стройтехника»;
*** Издание: СЛОБОДА. Народный журналист. История Скуратовских посёлков;
**Клочков Андрей Николаевич, краевед. Деятельность лагерей НКВД СССР на территории Тульской области;
*Орлов Дмитрий Петрович — аспирант ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Малоизвестные толстовские места в Туле, их названия и история.
Все, кому понравилось и было хоть немного интересно, голосуйте за детскую площадку. Предлагается построить ее рядом с детской поликлиникой. Все смогут покататься на качелях — гнездо, как в ЦПКиО им. Белоусова и на Набережной. И ехать далеко не надо.
Осталось 2 дня! Голосуйте! https://moydvor71.ru/projects/214
активная ссылка в комментарии