В числе семейных реликвий сохранился у меня спил от так называемого «Дерева бедных» – старого вяза, который рос перед крыльцом дома Толстых в Ясной Поляне. Под ним была скамейка, где выхода Льва Николаевича по утрам поджидали всяческие посетители. Чаще других там бывали нищие и богомольцы – отсюда и название дерева. На суку вяза висел колокол, в который звонили, чтобы созвать семью Толстых и гостей к обеду и к чаю…
К концу 60-х Дерево бедных разрослось так, что перекрывало почти всю крышу барского дома. Сухая листва гнила на кровле из года в год, во время бурь и непогоды дерево било ветками по крыше, местами пробило жесть, дом стал протекать. По просьбе яснополянского музея и тогдашнего Минкульта в 1970 году «сотрудники Института консервации древесины приехали, спилили Дерево бедных, очистили от веток, погрузили, увезли в Москву, высушили в своих печах, покрыли каким-то импортным лаком, обтянули пленкой, привезли обратно в Ясную, выгрузили и сказали:— Все! На вечные времена! Отныне ни червь, ни карь, ни огонь, ни влага — ничто его не возьмет!!!» (Цитата из воспоминаний писателя Иона Друце).
Готовую «мумию» установили под специальным навесом, напротив того самого дома, где жили любившие его люди… А в июле 2012-го налетел ураган и сломал «нетленные мощи» когда-то могучего вяза! Музейщики поахали-поохали и убрали их с глаз долой…
20 ноября 2017-го года на месте утраченного Дерева появилось новое - 10-летний вяз, похожий очертаниями на прежний. Но он – лишь «реплика», за которой ни истории, ни большого смысла…
А между тем за каким-то сарайчиком, завёрнутое в целлофан, уходит в небытие один из символов Ясной Поляны. У меня вопрос к нынешним научным и не очень сотрудникам музея-усадьбы Великого Льва: почему так происходит? Неужели невозможно найти более достойное место для пусть старой и немощной, но – ЛЕГЕНДЫ???
На фото: этапы большого пути Дерева бедных и спил от него, который подарил в 1975 году моей маме её хороший приятель, великий (против нынешних) яснополянский музейщик Николай Павлович Пузин.