С каждым годом в Туле все больше и больше внимания уделяют безопасности дорожного движения. Это и участие в проекте «Безопасные и качественные дороги», и сервис «Тула — без ям!», и работы по техническим средствам организации дорожного движения.
В прошлом году был произведен ремонт дорожного покрытия на проспекте Ленина. Примерно в это же время была произведена замена информационных знаков.
Для сравнения, типичный информационный знак на перекрестке с ул. Первомайская в 2016 году:
И в настоящее время:
В данной статье речь пойдет именно о новых знаках, а если точнее — о знаках на отдельном щите на желтом фоне и их соответствию требованиям безопасности дорожного движения.
Для начала нужно определиться — что это за знаки и каким требованиям они должны подчиняться.
Согласно ГОСТ Р 52289−2004 — данный знак является информационным знаком под номером 6.10.1, его название — «Указатель направлений». Как можно понять из названия — призван помогать водителю ориентироваться в городе и указывает направления движения к населенным пунктам, административным образованиям, объектам сервиса, туризма, спорта и прочего. У него есть следующие важные требования:
-
Он должен быть расположен справа от проезжей части непосредственно перед перекрестком или съездом с дороги. В отдельных случаях допускаются другие варианты размещения, но в рамках данной статьи мы с ними не столкнемся. Например — слева от проезжей части или за перекрестком знак может располагаться на перекрестках дорог, каждая из которых имеет не более двух полос для движения, а на проспекте Ленина (по крайней мере на изучаемом нами участке), как известно, не менее трех.
-
Знаки должны соблюдать технические требования ГОСТ Р 52290−2004, а именно — определенные форма знака, цвет фона, размер символов, компоновку надписей и даже порядок направлений указанных на знаках.
Требования ГОСТ Р 52289−2004 и ГОСТ Р 52290−2004 являются обязательными для обеспечения безопасности дорожного движения (Распоряжение Правительства РФ от 4 ноября 2017г), знаки установленные без этих требований автоматически становятся недействительными и подлежат демонтажу.
Непосредственно под знаком 6.10.1 может располагаться специальный щит, содержащий информацию об объектах притяжения участников движения. На нем размещают: служебное слово, название, направление движения, расстояние до объекта, пиктограмма или символ.
В нашем случае под знаком расположен щит, содержащий фразу заглавными буквами «Дополнительный информационный блок». Неподготовленный читатель может высказать гипотезу, что данная надпись является служебным словом. И действительно, на название, направление движение, расстояние до объекта, пиктограмму или символ фраза не похожа, а все остальные вариации недопустимы по ГОСТ, делаем вывод — данная надпись является служебным словом. Дополнительно уверенности придает требование о размещении служебных слов заглавными буквами.
Давайте попробуем выяснить, в чем же подвох.
После небольшого исследования с помощью сети Интернет можно выдвинуть тезис — специальные щиты с желтым фоном в основном применяются для указания направления движения к какому-либо коммерческому объекту, например ресторану, магазину и т. п. Читатель может высказаться: «Да на этих знаках просто рисуют рекламу!», насколько мне известно в какой-то мере такой же позиции придерживалась и антимонопольная служба. Но в 2012 году вышло Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а следом в 2015 году и письмо ФАС России, которые однозначно расставили точки над ё:
Если размещенная на одной опоре со знаком дорожного движения конструкция, содержащая информацию о каком-либо лице, соответствует требованиями ГОСТа Р 52289−2004 и ГОСТа Р 52290−2004, в том числе в части содержания информации и ее технических характеристик и согласована с ГИБДД к размещению в качестве знака дорожного движения или имеет заключение ГИБДД о правомерности такого размещения в качестве знака дорожного движения, то указанная информация не подлежит проверке антимонопольными органами на предмет отнесения ее к рекламе.
Почему это важно? Все просто — размещение рекламы на дорожных знаках запрещено.
Делаем вывод — если знаки согласованы, установлены, соответствуют всем требованиям, то никаких претензий к ним не быть не может.
Что же происходит у нас в Туле с данными дорожными знаками? По моим наблюдениям знаки с «Дополнительным информационным блоком» медленно, но верно превращаются в знаки с указанием на них направлений до различных коммерческих структур, к примеру недалеко от остановки «9 мая»:
На минувших выходных мною было выполнено небольшое исследование на проспекте Ленина от ул. Советской до ул. Волнянского (остановка «9 мая»), а затем в обратную сторону. Взглянем на карту:
Красными точками на ней отмечены щиты с фразой «Дополнительный информационный блок», синими — щиты с явно указанными объектами. По данному участку видно, что с навигацией постарались на славу — были покрыты все крупные перекрестки.
Вернемся к фразе «Дополнительный информационный блок». Цель исследования — выяснить, соответствует ли данный щит требованиям ГОСТ, задача — избавить наш город от излишней информации, которую не ознакомленный со всеми премудростями нашего законодательства читатель может счесть рекламной.
Первая мысль - а может ли на данном информационном щите располагаться просто служебное слово, без какой-либо информации о направлении. Как это можно выяснить? Спросить непосредственно у ГИБДД. Получаем ответ:
Разъяснение законодательства РФ о безопасности дорожного движения, возможно только определенными способами, а именно: с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействий соответствующими органами исполнительной власти в организации обучения граждан. Иных способов дачи Госавтоинспекцией разъяснений законодательства о безопасности дорожного движения в настоящее время не предусмотрено.
Читаем — ГИБДД не обязано отвечать на все наши странные вопросы о безопасности дорожного движения и в целом дает разъяснения только через СМИ и прочие конкурсы. Хорошо, кто же наделен полномочиями давать разъяснения непосредственно заявителю? С этим у нас все сложно, как выяснилось законодательно данной возможностью никто не наделен. Некую роль в разъяснении законодательства может выполнить прокуратура, попробуем спросим у них. Получаем ответ, что для разъяснения законодательства обращение было направлено в ГИБДД, после этого от них был получен тот же самый ответ. Нехорошо вышло.
Последней надеждой стала организация, которая ответственна за написание ГОСТ, а именно Росстандарт. На мое удивление был получен достаточно полный и развернутый ответ, приведу только самую важную его часть:
ГОСТ не исключает возможность указания на таком информационном щите названия объекта притяжения без указания направления движения, расстояния, а также указания только служебного слова, без привязки к определенному объекту притяжения, однако и предполагает однозначное понимание участниками движения, что это за объект и где он расположен, применительно к конкретным условиям применения информационного щита.
И действительно, в погоне за поиском нарушений на данном знаке мы забыли о самом основном — зачем вообще нужен дорожный знак.
Знак дорожный — устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.
Щит с фразой «Дополнительный информационный блок» не содержит абсолютно никаких полезных для водителя сведений, мало того — скорее является помехой, т.к. водитель отвлекается на его чтение. Для того, чтобы данный щит оставался на наших дорогах потребуется доказать, почему данный знак необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Хорошо, обоснованное требование для демонтажа мы получили. Хотелось бы узнать, кто ответственный за установку подобного указателя, кому собственно отправлять данное требование? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, попробуем выяснить — а как вообще происходит согласование установки дорожного знака. Так как соблюдение дорожного движения — занятие довольно ответственное, то установка дорожного знака — процедура тоже непростая. Как минимум нужно:
-
Обратиться в Администрацию города Тула, т.к. к их полномочиям относится в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
-
Добиться разрешение установки знака с ГИБДД, т.к. одна из возложенных на неё обязанностей — это предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.
Получается, что данный знак был согласован минимум в двух ведомствах и они не обнаружили в нем никаких нарушений. Им и направим обращение с требованием проверить соответствие знаков требованиям ГОСТ. Ответ должен прийти в течение 30 дней.
Почему важно сделать это именно сейчас? Потому что в дальнейшем данные щиты заменятся на другие, с указанием на коммерческую организацию. А уже из достаточно сложно будет демонтировать, они так и останутся висеть на наших дорогах мертвым грузом.
Хотя и к подобным знакам и Администрация, и ГИБДД относятся несколько невнимательно.
На знаках 6.10.1 стрелки располагают с учетом размещения знаков относительно дороги и реального направления движения к указанным на знаках объектам. На данном знаке водитель направляется в сторону обратного направления, да еще и с заездом на тротуар. Не могу сказать точно, допустимо ли располагать стрелку в виде объезда (полукругом), но здесь она больше подходит.
Надпись должна быть выполнена строго по ГОСТ, где у каждой буквы есть свои размеры. Здесь надпись несколько разрежена, стоит проверить соответствие требованиям.
Опять вопросы к тексту на знаках. А также — числа на знаках 6.10.1, указывающие расстояние от места установки знака до названного пункта, должны размещаться справа от надписи, при этом цифры, выражающие одинаковые разряды чисел, следует располагать друг под другом. Хоть числа здесь и справа, выравнивание по вертикали не выполнено.
Хочу ответить также сам объект, на который ссылается направление — оказывается это объект притяжения участников дорожного движения. Опять пробел в законодательстве — нигде не дается объяснений, что же это за объекты такие и какие у них должны быть свойства. Получается данный знак можно использовать по отношению к любому объекту, независимо от его свойств и значимости.
Снова проблема с числами, помимо всего прочего знак расположен после перекрестка. Нюанс - в требованиях сказано, что знак должен быть расположен "непосредственно перед перекрестком", но нигде не описывается, насколько далеко в метрах это "непосредственно перед" может быть.
И снова числа.
На всех вышеописанных знаках можно заметить две детали:
-
Все щиты на желтом фоне размером шрифта больше, чем на сопутствующих знаках 6.10.1. Отсюда и проблемы с выравниванием чисел. Да и вообще — сразу понятно, какой знак важнее.
-
Компоновка элементов на знаке меняется непонятным способом, один знак не похож на другой.
А все почему?
Очень просто, достаточно вбить в поиске фразу «реклама на знаках» — и вам будут доступны сотни и сотни предложений от различных рекламных агентств, удивительным образом оказывающих комплекс услуг по размещению информации о объекте на дорожных знаках направления 6.10.1. Причем многие пишут прямо «услуг по размещению рекламной информации».
Стоимость услуги разнится от 65.000 рублей до «цена по звонку» за год. Становится понятно, почему знаки столь разные и остается только надеется, что тут нет никакой коррупционной составляющей.
И для сравнения то, как должен выглядеть данный знак. Санкт-Петербург, недалеко от Исаакиевского собора:
И со шрифтом все в полном порядке, и направление соответствует движению, и числа расстояний в столбик и даже десятичный разделитель - запятая. Хотя нет же, даже тут есть к чему придраться - служебное слово при имени собственном должно быть указано строчными буквами, т.е. "ресторан".
Таким образом мы выяснили интересные детали о знаках 6.10.1, изучили требования по их размещению и выяснили, что по всей видимости не все знаки в Туле (и не только, вообще проблема глобальная) соответствуют данным требованиям. Предлагаю читателям также изучить знаки в области вашего обычного маршрута по городу.