Красноармейский проспект - километровый шрам на лице Тулы

Красноармейский проспект - километровый шрам на лице Тулы

В последнее время очень много говорят о туристическом потенциале Тулы. В центре города затеваются преображения. Тульская набережная, пешеходная улица Металлистов. Много говорят о том, что эти места станут точкой притяжения в городе. Кафе, рестораны, уникальные магазины, скверы, площадки для отдыха - это очень интересно как туристу, специально приехавшему познакомиться с городом, так и командированному работнику, которому нужно интересно отдохнуть в конце трудового дня.

Сегодня я решил немного побыть в шкуре такого гостя Тулы. Благо, работаю я в районе Московского вокзала - в том месте, в котором перво-наперво оказывается большая часть счастливчиков, оказавшихся в нашем городе. От вокзала к центру города ведет Красноармейский проспект - улица, где я родился и вырос. И сейчас мне больно смотреть, во что они его превратили. А кто такие “они”, нам еще предстоит разобраться.

Площадь Московского вокзала - удивительное место. Я вообще не очень понимаю, какие цели преследовали советские градостроители, когда проектировали площади. Что там, по их замыслу, должно было происходить? На самом деле, это должно быть место с наиболее красивой архитектурой и очень развитой инфраструктурой (рестораны, кафе, торговые точки). Такие места привлекают много людей и, поэтому, им нужна площадь. Советские площади ни архитектурой, ни инфраструктурой не блещут. В результате три из пяти приходящих мне на память тульских площадей превратились в то, во что превращаются обширные, бесполезные территории - в парковку. Самое интересное, что на нее невозможно попасть с Московского вокзала не нарушая правил - пешеходного перехода, ведущего к ней, нигде нет.

Решение. Площадь нуждается в перепроектировании. Руководству вокзала следует самим понять, где у них находится главный вход (сейчас, мне кажется, они этого не понимают). Перед этим входом расширить и замостить пространство (в данный момент перед некоторыми дверями находится узенькая полоска плохенького тротуара). Сделать удобную и безопасную парковку для провожающих и встречающих в неброском месте (платная парковка с бесплатным периодом 30 минут - отличное решение).

Отбиваемся от ушлых таксистов (“Такси надо?”), параллельно спрашиваем у них, как пройти к центру города - нам недалеко, чуть больше километра. “Туда...” - таксист машет в сторону… каких-то сомнительного вида сараев.

Это магазины. Они некрасивые, тесные, душные, не внушающие доверия. На самом деле, польза у них огромная - уезжая из города (или находясь на длительной стоянке) можно купить себе что-нибудь необходимое в дорогу. Но почему это нельзя разместить в здании вокзала, оно же, как мне кажется, наполовину пусто?

Решение. Сараи снести (как я понимаю, уже собираются - проект благоустройства этого участка существует). Магазины разместить в здании вокзала.

Чтобы пройти к центру нужно протиснуться в узкий пряничный коридор шириной менее метра…

... и мы оказываемся напротив торгового центра “Сарафан”.

Он построен в лихое время и выглядит так же лихо. В какой-то момент он пережил ребрендинг (раньше он назывался “Интерсити”) и даже получил свой фирменный стиль, который, будучи не самым плохим (даже то, что он существует - уже хорошо), абсолютно потерялся за огромными, безвкусными вывесками арендаторов. Кажется, что само здание целиком построено из вывесок и рекламных щитов, как хижина бомжей.

Решение. Вывески арендаторов заменить, чужеродные элементы оформления - ободрать. Здание (хоть и не самое лучшее) должно обрести целостную форму. А еще хорошо бы вообще засадить его деревьями по периметру - чем меньше оно видно, тем лучше.

Следующее здание невозможно описать без грубостей. Оно является следствием невероятного симбиоза двух групп вредителей. Первые вредители - хозяева расположенных тут торговых точек - думают, что огромные, не первой свежести, баннеры, закрывающие первый этаж фасада - это хорошая реклама. Вторые - из управления архитектуры - разрешают такое и закрывают на это глаза.

На самом деле лучшая реклама - это огромная, чистая, прозрачная витрина, за которой находится хорошо освещенный торговый зал с аккуратно разложенными товарами, прогуливающимися меж рядов покупателями и улыбающимися продавцами.

Решение. Рекламные баннеры ободрать, вернуть зданию прозрачные витрины.

Река Воронка выглядит заброшенной. Плиты поросли бурьяном. Над рекой на уровне глаз - жуткая ржавая конструкция.

Решение. Бурьян удалить, конструкцию покрасить в нейтральный черный цвет. Казалось бы, напрашивается вариант - повесить на нее какой-нибудь баннер, типа “Я люблю тебя, Тула!”. На самом деле, гораздо лучше обшить ее чем-нибудь нейтральным, например деревом, обработанным темным антисептическим составом - это будет более искренним выражением любви.

Напротив - одно из самых уродливых зданий города. Вроде как является (или являлось?) элитным жилым домом. Жаль, что архитектору так и не объяснили, как должны выглядеть элитные дома.

Решение. Зажмуриться и пройти мимо. Это здание уже не спасти.

Здание на углу проспекта и Дм. Ульянова, вызывает сначала отчаяние, потом гнев, а затем уныние. Казалось бы, чего проще. Загляни в интернет, открой дизайн-код Москвы и вдолби в свою недоархитекторскую голову (да-да, я сейчас к главному архитектору Тулы обращаюсь), что можно делать со зданиями, а что нельзя. Я могу принять, что проектировать и строить здания сейчас абсолютно не умеют. Но я не могу принять, что вы уродуете здания, построенные людьми, которые еще до вашего рождения это умели делать хорошо.

 

Решение. Вывески оторвать, изучить дизайн-код Москвы, понять его основные принципы и заставить предпринимателей переделать вывески на нормальные.

Что делать с этими жуткими лестницами - не понятно. То, что человека, который разрешил их установку, нужно подвергнуть каким-нибудь страшным пыткам и невыносимым страданиям - в этом сомнений нет. А сами лестницы… я бы их, конечно, демонтировал. Но собственники начнут всякими липовыми согласовательными бумагами трясти… и власть, разумеется, под них прогнется.

 

Напротив - снова сарайчики. Бестолковые, неуместные, без малейшего намека на архитектуру.

Решение. Сарайчики снести, архитектору, который согласовал их постройку, прислать по почте дохлую крысу.

А вот здание, в котором немного слышали про дизайн-код. Вывеску, видимо, из Москвы прислали: она такая, какая должна быть - просто объемные буквы, за которыми видно оформление фасада.

К сожалению, с задачей бережного обращения со зданием Сбербанк справился не до конца. В оконные проемы вставили новые рамы, абсолютно не подходящие по стилю. У нас часто забывают, что окна и двери являются неотъемлемой частью архитектурного облика здания. Форму оконных рам продумывает архитектор. Он даже имеет в виду, будут ли рамы одинарные или двойные. Принцип простой: меняешь окна - ставь точно такие же, как и были. Дорого? Сваливай из этого здания, оно тебе не по карману.

Каким-то чудом старые окна и двери (по крайней мере, они выглядят именно так, не знаю, в чем тут причина - в безденежьи или чувстве вкуса, первое вероятнее) удалось сохранить соседней организации. И если бы не старая, обшарпанная и неправильная вывеска, эта часть здания выглядела бы довольно мило.

Решение. “Статису” помочь с новой вывеской (по принципам дизайн-кода Москвы) и небольшой реставрацией рам и дверей. Сбербанк ткнуть носом, как должно быть, и заставить переделать свою халтуру на нормальный вариант, благо - образец еще сохранился рядом.

Только в сердце затеплилась надежда, но дальше, за небольшим уступом, в этом здании снова кошмар. Абсолютное неуважение к архитектору, сделавшему свою работу в 1951 году (это год сдачи дома, проект мог появиться гораздо раньше). Я даже не говорю об этих ужасных лестницах и входах через бывшие оконные проемы. Но зачем обшивать фасад плиткой, о которой в 51-м году слышать не слышали? Зачем красить фасад в бордовый цвет? Зачем делать такой огромный козырек? Зачем лепить рекламу на угол, который тебе даже по понятиям не принадлежит, не то что по закону?..

Решение. Козырек и фальшфасад ободрать, заштукатурить и покрасить в цвет здания.

Следующее здание - одно из немногих на Проспекте, почти не изменивших свой вид с советских времен. Разве что кондиционерами оно покрылось, как подросток прыщами.

Самое плохое, что здесь обычно происходит - это регулярное нашествие каких-то торговцев с палатками. Это выглядит чужеродно и странно. Вот фото:

Хотя и без палаток тут как-то не очень - пустынно и неуютно.

Следующее здание, одно из самых красивых на проспекте, вызывает двойственные чувства. С одной стороны, размещающийся тут модный магазин очень аккуратно работает с вывесками - надписи размещены в витринах, а не на фасаде, а название магазина - в виде аккуратных объемных букв над входом.

Но зачем расширили окна до пола? Все равно через них не видно ничего - сколько бы раз я не проходил мимо, утром, вечером, днем, я ни разу не видел, что там происходит внутри. Зачем отделали цоколь гранитной плиткой? Архитектор так не проектировал. Прилепить плитку к этому зданию это все равно что пришить к локтям классического костюма кожаные заплаты. Абсолютно несовместимо.

Есть все основания полагать, что в оригинале оконные проемы и цоколь выглядели так:

И я не понимаю, чем это хуже, и почему конфигурацию окон потребовалось менять.

На следующем фото редкий момент варварского преображения оконных проемов.

Сверху - очень плохая вывеска, она висит там давно и ее скоро снимут.

Но это не значит, что взамен нее сделают что-то хорошее. Вот что у них получилось:

А вот эту вывеску сварганили еще в прошлом году.

У меня слово “банк” ассоциируется со словом “деньги”. И я не понимаю, как организация с деньгами может повесить над своими окнами такой дешевый, похабный, достойный окраинного рынка кошмар.

Кстати, МФЦ напротив тоже грешит любовью к плитке:

Вроде аккуратно, чистенько… но чужеродно.

Вообще этому перекрестку явно не повезло с фасадами.

И дальше по улице.

Фальшфасады, козырьки, огромные вывески, пластмассовые входные группы. Все это невероятным образом портит архитектуру.

Решение. Дизайн-код, дизайн-код, дизайн код. Прочитать, понять основные принципы, ободрать с фасада весь хлам, привести в порядок. За деньги предпринимателей, естественно. Они все испохабили, им и расхлебывать...

Далее мы попадаем в промзону…

Конечно, и раньше здание Тульской мебельной фабрики выглядело не лучшим образом. Что поделаешь, промышленные предприятия строили и в центре города. Если предприятие практически перестает действовать и переквалифицируется в торговый объект, оно нуждается в реконструкции. Можно ли сделать реконструкцию хорошо? Уверен, что можно. Например, мне очень нравится, что в итоге получилось с торговым центром “Тройка”, кластер “Октава” тоже догоняет соседа . Там чувствуется вкус и работа архитекторов и дизайнеров. Здесь же нет ничего, кроме халтуры и жадности владельцев здания.

Решение. Изучить и применить зарубежный и российский опыт реконструкции промышленных зданий.

Далее по проспекту тоже очень много плохого, но все проблемы повторяют те, что я уже успел описать. Безвкусные вывески и нашлепки на фасадах.

Хаотичная, местами кошмарная, застройка “сарайчиками”.

Отсутствие понимания, как использовать большие территории.

А еще есть здания (и фрагменты), которые пробиваются из этого этого общего кошмара. Да, у них тоже есть недостатки, но им осталось чуток поднажать.

Вывеска “Шаурма” над дверью лишняя, да и верхний этаж хорошо бы подкрасить.

Миленько, но рамы витрин выглядят, как наследие социализма. Возможно, другой цвет краски мог бы все это оживить.

Здесь я сделал удачный ракурс, все самое плохое осталось слева и справа от фото.

Пример недорогого ремонта фасада в современном стиле и очень приятное оформление территории перед входом.

А вот таблички “Железнодорожные кассы” и “Авиакассы” стоило снять и повесить новые, раз в 10 меньше.

 

А потом мне надоело даже фотографировать. Стало ясно одно. Красноармейский проспект практически полностью изуродован. И изуродовали его не время, не природная катастрофа, не война. Виновники тут - варварски алчные предприниматели и слепые беззубые власти. Властям бы щелкнуть кнутом и заставить предпринимателей привести все в порядок. Москва это осознала и осилила. Осознают ли у нас?




 

Автор: Алексей Новиков, 14 июня, в 13:40 +78
«День России» по-русски
«День России» по-русски
Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90, 70/100. От 20 тонн Поставка битумовозами.
Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90, 70/100. От 20 тонн Поставка битумовозами.