1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Моя история
  5. «Эти слова о тебе, Москва!»: приглашаю всех на прогулку по советской столице - Блог «Моя история» - MySlo.ru
«Эти слова о тебе, Москва!»: приглашаю всех на прогулку по советской столице

«Эти слова о тебе, Москва!»: приглашаю всех на прогулку по советской столице

Я несчётное количество раз бывала в Москве, но с каждым её посещением я узнавала что-то неожиданное, получала новые впечатления. Вспоминаются наиболее яркие моменты таких поездок, о которых я хочу рассказать.

Поезд, отправляясь из Новомосковска поздним вечером, прибывал на Павелецкий вокзал рано утром. По радио в вагоне мы слышали, как проводник сообщал нам об этом: «Уважаемые пассажиры! Поезд прибыл в столицу нашей Родины Москву!» Все выходили на перрон, и уже каждый шёл по своим делам. Запомнилось, как однажды одна из пассажирок, подойдя к тепловозу, протянула машинисту, сидящему у окна, букет цветов. Так она отблагодарила машиниста за его трудную и опасную работу: пассажиры всю ночь спали, а он вел поезд.

Приезжая в Москву, я всегда останавливалась у своей однокурсницы Аллы. Она тогда жила в Марьиной роще, и из окна её комнаты была видна Останкинская телебашня. И как-то со своим коллективом сотрудников с работы мы решили поехать в Москву с целью посещения этой башни. 
Основная теле- и радиовещательная башня страны вступила в строй 5 ноября 1967 года в канун 50-летия Октябрьской революции, а мы туда ездили в 1971 году, то есть в новое здание.

Тогда многие граждане страны стремились побывать там с экскурсией. Наш экскурсовод рассказал, что строили эту башню архитекторы Леонид Баталов и Дмитрий Бурдин, высота башни вместе с флагштоком составляет 540 метров. В те годы это была самая высокая башня в мире. 

На высоте трёхсот с лишним метров располагался ресторан «Седьмое небо» с тремя залами: «бронзовый зал», в середине — «золотой зал» (золотая середина), а ещё выше — «серебряный зал». На скоростном лифте наша группа поднялась до «бронзового зала». Всё было устроено очень эффектно. В центре — стойка по окружности башни, за ней — обслуживающий персонал, через проход около сплошной стеклянной стены тоже по окружности зала стояли столики для посетителей, за двумя из них разместилась наша группа.

На движущемся полу зал медленно начал вращаться вокруг оси башни, полный оборот которого за одно посещение составлял сорок минут. За заказанным обедом поглядывали в окно и видели панораму Москвы с высоты птичьего полёта. Это завораживающее зрелище, и мы потом, возвратившись домой, не раз вспоминали об этом.

Новомосковцы и дончане часто ездили в Москву за продуктами, потому что некоторые из них у нас было сложно купить. Между жителями наших городов даже ходила такая загадка: «Длинная, зелёная, колбасой пахнет — что это?» Ответ: «Электричка из Москвы». Я ездила всегда в один и тот же универмаг, который располагался на Калининском проспекте (теперь это Новый Арбат). Набирала полную большую сумку продуктов и обязательным было — каждому члену семьи (нас тогда было четверо) привозить в подарок коробку зефира в шоколаде, и стоила она, помню, 1 рубль 30 копеек. Я тогда говорила: «В Москве всё есть — даже перепелиные яйца». Это было экзотикой.

Однажды в магазине я услышала, как по радио прозвучало объявление: «Уважаемые покупатели! Через пятнадцать минут на втором этаже состоится демонстрация модной одежды. Приглашаем всех покупателей познакомиться с новыми моделями». Для нас, простых посетителей, бесплатно проводилось такое мероприятие. Теперь это воспринимается, как сказка. 

Вспоминается ещё один эпизод, произошедший со мной. Это было летом. Мы шли с сестрой по знакомому нам проспекту имени Калинина. Тротуар был широкий, ровный. А я была по тогдашней моде в длинном платье на высоких каблуках. Идём, разговариваем, и я решила на ходу, не снимая очков, протереть стёкла небольшими кусочками салфеток. Протираю и вдруг неожиданно для себя падаю на колени. Оказывается, как раз в этом месте во всю ширину тротуара была одна маленькая ступенька, с которой я и упала в центре Москвы!

Мимо проходил мужчина, который прокомментировал увиденное: «Вот, девочка, как на высоких каблуках ходить». Такой смешной эпизод запомнился.


Как-то с работы мы всем коллективом ездили в Кремлёвский Дворец съездов. В начале 1970-х годов он так назывался. Купили билеты на балет «Дивертисмент». Дивертисмент — музыкальный спектакль, состоящий из отдельных номеров. Это были гастроли Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Наши места были в партере в пятом ряду.

В программке я увидела знакомую фамилию — Ольга Заботкина. Мы знали её по фильмам, в которых она снималась. Я помню фильм «Два капитана», где Ольга играла главную героиню Катю Татаринову, и фильм «Черёмушки», где она была в роли Лиды. В этом фильме она танцевала. Было приятно, что я увидела популярную актрису не в кино, а на сцене. В этом балете у неё была маленькая роль, и она сидела на сцене на стуле близко к её краю, и балерину хорошо можно было разглядеть.

А блистала в этом балете солистка театра, народная артистка Советского Союза Ирина Колпакова. Её называли «хрустальная балерина». Это я потом узнала. Танцевала она прекрасно, и зрители восторженно принимали её выступление. Перед нами на первом ряду сидел, как я тогда подумала, иностранец. Наши зрители так вольно себя не вели. Он положил ногу на ногу и, ни на кого не обращая внимания, то и дело кричал: «Браво!».

В антракте мы с коллегой поднялись на балкон и увидели огромный зал сверху. Этот размах был очень впечатляющим. После поездки мы рассуждали о достоинствах Кремлёвского Дворца. 

В детстве и юности мы много слышали песен о Москве, которые передавались по радио. Например, песня в темпе марша:

Твёрже шаг, молодёжь,
Ты в столице живёшь,
Всё прекрасней наш город-дворец,
Каждый новый наш дом обогрет огоньком
Комсомольских горячих сердец.

Или лирическую в исполнении Владимира Нечаева:

Надежда мира, сердце всей России
Москва-столица, моя Москва.

Немного позже Олег Анофриев пел:

Я на Пятницкой живу, 
Я люблю мою Москву
Суетную, озорную, моложавую,
Я люблю мою Москву
С фонарями на мосту
С этажами, гаражами, горожанами.

И мы, советские люди, хотя не были москвичами и жили в разных городах страны, тоже любили нашу столицу. И, конечно, каждый знал и напевал песню «Дорогая моя столица»:

В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Это советская песня о Москве времён Великой Отечественной войны. Указом президента 2025 год объявлен годом защитника Отечества, и это хороший повод, чтобы вспомнить воинов, которые в 1941 году защищали столицу.

В 1966 году в ознаменование 25-летия Победы под Москвой на 23-м километре Ленинградского шоссе, где в 1941 году были остановлены гитлеровские полчища, был установлен монумент, на барельефе которого высечены строки из песни «Моя Москва»:

«И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова». Песня стала символом сопротивления оккупантам и единения советских людей для отпора врагу.

Комиссией, созданной Комитетом по культуре Правительства Москвы для решения вопроса, какое песенное произведение рекомендовать как гимн Москвы, были прослушаны и проанализированы лучшие песни о Москве, рождённые в довоенные, военные и послевоенные годы. В итоге комиссия пришла к выводу, что лучшей из них, уже практически ставшей символом Москвы, является советская песня «Моя Москва» композитора Исаака Дунаевского на слова Марка Лисянского и Сергея Аграняна. 14 июля 1995 года песня «Моя Москва» была утверждена как официальный гимн города.

Мы с моей однокурсницей Аллой, решили пойти на концерт Михаила Водяного, ставшего популярным в стране после выхода на экраны фильма «Свадьба в Малиновке», где он сыграл роль Попандопуло. И проходило его выступление в Концертном зале гостиницы «Россия», которую потом демонтировали.

Гостиница тогда была одним из символов Москвы, как Красная площадь и Кремль. Если артист выступил в этом зале, считалось, что он состоялся. По телевизору к большим датам передавались концерты, в которых принимали участие наши известные артисты.

Михаил Водяной под мигающий синий цвет выскочил из-за кулис на сцену и начал своё выступление. Неподражаемая улыбка, шутки, только ему свойственные танцевальные движения — всё это создавало особое настроение и заставляло зрителей неотрывно следить за происходящим на сцене. В этот вечер король оперетты много пел и танцевал, благодарные зрители отвечали ему аплодисментами. Концерт очень понравился.

И ещё об одном эпизоде хочу рассказать, как мы с моей старшей сестрой бежали по аллее Центрального парка культуры и отдыха, боясь опоздать на концерт Аллы Йошпе и Стахана Рахимова. Аллу нередко показывали по телевизору, когда она была ещё студенткой МГУ и участвовала в художественной самодеятельности. Мы, молодые телезрители, за ней повторяли весёлую песенку, которая называлась «Озорница»:

Ах, озорница, она, как ветер, мчится
И в витрины магазинов, 
Словно в зеркало, глядится,
Ах, озорница, ах, озорница ты!

Концерт известных певцов проходил в Зелёном театре парка. Все места были заняты. Когда открылся занавес, Алла Йошпе уже стояла на сцене. Они пели популярные песни, зрители в ответ дружно аплодировали.

Одна зрительница подошла к сцене и протянула Алле записку. Певица, не обращая на неё внимания, смотрела в зал. Позже я узнала, почему Алла, когда открылся занавес, уже стояла на сцене и почему она не наклонилась за запиской. Стахан в это время разговаривал с музыкантами и стоял спиной к залу. Была небольшая пауза. Музыканты, наверное, ему сказали, что происходит, он быстро повернулся и, подбежав к краю сцены, взял у неё записку. Это была заявка на очередную песню.

Любимые зрителями певцы продолжили концерт. Красивые голоса звучали чисто, песни одна за другой лились в зал. Тогда ещё я подумала, почему это артисты такого уровня выступают на непрезентабельной сцене. И значительно позже я узнала, что у Аллы Йошпе были проблемы с ногами, ей требовалась операция, они обращались к нашим врачам, но ей никто не мог помочь. Такие операции делали, например, в Израиле. Они обратились к властям с просьбой о выезде за границу для лечения. Но им сказали, что выездом они будут дискредитировать нашу медицину, ответили им отказом и объявили их врагами Родины.

От певцов отвернулись все друзья. Их не выпускали в телеэфир, не давали престижных площадок, и, чтобы на что-то жить, им приходилось выступать там, где предоставлялась хоть какая-то возможность.

Но всё изменилось в годы перестройки. Семейный дуэт снова мог выступать, радовать поклонников. Я сама видела их на одной телевизионной передаче, где Стахан Рахимов и поведал эту грустную историю. Но того успеха, который был в 1960-е годы, им достичь уже не удалось. В 2002 году им было присвоено звание народных артистов РФ.

А Москва продолжала жить насыщенной кипучей жизнью, хорошела, а мы продолжали туда ездить и петь о ней песни:

Ты никогда не бывал
В нашем городе светлом,
Не мечтал над рекой до вечерней зари,
С друзьями ты не бродил по широким проспектам,
Значит, ты не видал лучший город Земли.
Песня плывёт, сердце поёт
Эти слова о тебе, Москва!

Полина Козлова, Тульская область.
 

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

вчера, в 17:56 +2

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Город без окраин. Сталиногорские откровения
Город без окраин. Сталиногорские откровения

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.