Невысокая белокурая девушка очень сдержанно
относилась к восторженным взглядам и словам
однополчан и, что особенно импонировало лётчи-
кам, никому не отдавала предпочтения. Главным
для неё была борьба с фашизмом, и этому она
отдавала все свои силы.
Родилась Лидия в Москве в 1921 году. Как и многие
молодые люди 30-х годов, увлеклась авиацией. С
14-ти лет она посещала авиаклуб и в 15 совершила
свой первый самостоятельный полёт. После оконча-
ния Херсонской авиашколы лётчиков-инструкторов
работала инструктором в Калининском аэроклубе.
Причём Литвяк отлично проявила себя на этой
работе, подготовив до войны 45 курсантов.
Когда началась Великая Отечественная война,
советское командование не планировало широ-
кого участия женщин в боевой авиации. Однако
огромные потери лётного состава заставили из-
менить первоначальные намерения. Уже в октя-
бре 1941 года было принято решение сформиро-
вать из добровольцев три женских авиаполка. Ру-
ководить данной работой поручили легендарной
лётчице Марине Расковой.
В начале 1942-го Лидия Литвяк подала прошение
в боевую – истребительную – авиацию, приписав
себе недостающих 100 лётных часов. Её зачисли-
ли в 586-й истребительный авиаполк (ИАП). Свой
первый боевой вылет Литвяк совершила в небе
над Саратовом, прикрывая Волгу от налётов вра-
жеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942
года выполнила 35 боевых вылетов на патрулиро-
вание и сопровождение транспортных самолётов
с важными грузами.
10 сентября 1942 года, в составе того же полка,
прибыла под Сталинград и за короткий период
времени совершила 10 боевых вылетов.13 сентя-
бря, во втором боевом вылете по прикрытию Ста-
линграда, открыла свой боевой счёт. Сначала сби-
ла бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою
подругу Раю Беляеву, у которой кончились боепри-
пасы, заняла её место и после упорного поединка
подбила Ме-109. Лётчиком Me-109 оказался неме-
цкий барон, одержавший 30 воздушных побед, ка-валер Рыцарского Рыцарского креста.
.
в конце сентября она уже воевала на Сталин-
градском фронте в составе 437-го «мужского»
авиаполка, защищавшего небо Сталинграда,
летая на Ла-5. Позже пересела на Як-1 с номе-
ром «44» на борту. Женское истребительное звено просуществова-
ло недолго. Его командир, старший лейтенант
Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужден-
ного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед
за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова.
В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и
Е. Буданова. Именно они достигли наивысших
результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё
один "Юнкерс".Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой –
ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень
романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила
длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка,
и всегда держала в кабине истребителя букетик
полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нари-
совала яркую белую лилию.
Многие считали её красавицей. И на фронте к
Лидии пришла большая любовь: её супругом
стал её же ведущий – Алексей Саломатин,
одержавший 12 побед.
Новыми боевыми победами была увенчана их
слава и после перевода 8 января 1943 года в
296-й истребительный авиационный полк. К фе-
вралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на
сопровождение штурмовиков, разведку войск про-
тивника и прикрытие наших наземных войск.
11 февраля 1943 года командир 296-го истреби-
тельного авиационного полка майор Н.И.Баранов
повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в
сентябре, Лидия сбила 2 самолёта — лично Ju-88
и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был
подбит и Лидия совершила вынужденную посадку
на вражеской территории. Выскочив из кабины,
она, отстреливаясь, бросилась бежать от прибли-
жающихся немецких солдат. Но расстояние между
ними быстро сокращалось. Вот уже последний
патрон остался в стволе... И вдруг над головами
противника пронесся наш штурмовик. Поливая
немецких солдат огнём, он заставил их броситься
на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал
рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из са-
молета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка
бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени,
самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.
23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую бое-
вую награду — орден Красной Звезды. Чуть рань-
ше, 22 декабря 1942 года, она была награждена
медалью "За оборону Сталинграда". К тому вре-
мени на её боевом счету уже числились 8 сбитых
самолётов.
В марте обстановка в воздухе ещё более осложни-
лась. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк
участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время
долгого и трудного боя ей удалось сбить один
«юнкерс». В это время подошедшая на помощь
«юнкерсам» шестёрка Me-109 с ходу пошла в атаку.
Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезап-
ный удар, одна встала на их пути. 15 минут верте-
лась смертельная карусель. С большим трудом
раненая лётчица привела искалеченный истреби-
тель домой. Доложив, что задание выполнено,
она потеряла сознание...
После лечения в госпитале, она отправилась в
Москву, дав расписку, что в течение месяца будет
долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия
вернулась в полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув,
она вылетела на сопровождение группы бомбар-
дировщиков. Во время вылета завязался воздуш-
ный бой и Лидия сбила истребитель противника.
Через два дня она сбила ещё один «мессер».
В апреле 1943 года весьма популярный журнал
"Огонёк" поместил на первой странице ( обложке )
фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины
Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов
противника сбили эти отважные девушки".
А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молни-
еносной атакой со стороны солнца сбила немец-
кий аэростат-корректировщик, который до того ни-
как не могли сбить другие наши истребители. За
эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк бы-
ла удостоена ордена Красного Знамени. Про её
подвиги написали в газетах, её имя стало
известно стране.
Успехи в боях омрачались, однако, потерей близ-
ких людей. 21 мая 1943 года погиб муж Лидии –
Герой Советского Союза гвардии капитан Алек-
сей Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя
лучшая подруга – Катя Буданова, которая на тот
момент была лучшей женщиной-асом (11 побед).
16 июля 1943 года вылетела в составе шестёрки
на сопровождение штурмовиков. В районе линии
фронта наши истребители вступили в бой с 30 бом-
бардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессерш-
миттами», пытавшимися нанести удар по нашим
наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сби-
ла «юнкерс» и в паре с ведомым Me-109, но и са-
ма была ранена. На требование ехать лечиться
ответила категорическим отказом.
Не раз доводилось ей сопровождать наши штур-
мовики и бомбардировщики. В одном из вылетов
она сбила Me-109, через пару дней — снова бой.
16 июля 1943 года, отбиваясь от трёх Me-109,
Лидия пришла на помощь своему командиру
И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка
«мессеров». Меткая очередь настигла вражес-
кую машину. Но был подбит и её самолет. Прес-
ледуемая до самой земли, она сумела посадить
свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем
пехотинцы прикрыли огнем её приземление.
Они были восхищены, узнав, что бесстрашным
лётчиком оказалась девушка.
1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с
боевого задания. В этот роковой день она совер-
шила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с
ведомым сбила Me-109. В четвёртом вылете ше-
стёрка Як-1, вступив в бой с группой из 30 Ju-88 и
12 Me-109, завязала смертельную круговерть. И
вот уже горит «юнкерс», разваливается на куски
«мессер». Выходя из очередного пике, Лидия уви-
дела, что противник уходит. Собралась и наша
шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков,
они пошли домой. Внезапно из белой пелены вы-
скочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно
в облака, успел дать очередь по ведущему треть-
ей пары с бортовым № 23. «Як» как бы провали-
лся, но у земли лётчица, видимо, пыталась выро-
внять его... Во всяком случае, так рассказывал то-
варищам ведомый Лидии в этом бою — Александр
Евдокимов. Это родило надежду,что она жива
Были срочно организованы ее поиски. Однако ни
самолёта, ни лётчицы найти не удалось. После ги-
бели в одном из боёв сержанта Евдокимова, кото-
рый знал в каком районе упал Лидин «Як», офици-
альный поиск прекратили.
За свою короткую, чуть более года, боевую карье-
ру она выполнила 186 боевых вылетов, провела
69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждён-
ных побед. Характеризуя её как воздушного бой-
ца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского)
истребительного авиаполка Герой Советского Со-
юза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирож-
дённая лётчица. Она обладала особым талантом
истребителя, была смела и решительна, изобре-
тательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»
Лидия Владимировна Литвяк была представлена
командованием полка к званию Героя Советского
Союза посмертно. Вскоре с вражеской террито-
рии вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он
доложил, что, по словам местных жителей, на до-
рогу возле села Мариновка сел наш истребитель.
Лётчиком оказалась девушка — белокурая, небо-
льшого роста. К самолету подошла автомашина
с немецкими офицерами, и девушка уехала с ни-
ми... Большинство авиаторов слуху не поверили
и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии.
Но тень подозрений уже вышла за пределы пол-
ка и достигла вышестоящих штабов. Командова-
ние дивизии, проявив «осторожность», не утвер-
дило представление Литвяк к званию Героя Со-
ветского Союза, ограничившись орденом Отече-
ственной войны 1-й степени.
Как-то в момент откровения Лидия сказала меха-
нику самолёта, своей подруге: «Больше всего я
боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только
не это». Для такого беспокойства имелись веские
основания. Отец Лиды был арестован и расстре-
лян как «враг народа» в 1937 году. Девушка пре-
красно понимала, что значит ей, дочери репрес-
сированного, пропасть без вести. Никто и ничто
не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с
ней злую шутку, уготовив именно такую участь
Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946
года командир 73-го гвардейского истребительно-
го авиаполка И. Запрягаев послал в район Мари-
новки на машине несколько человек для поисков
её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опо-
здали буквально на несколько дней. Обломки
Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968
году газета «Комсомольская Правда» предпри-
няла попытку восстановить честное имя лётчицы.
В 1971 году в поиск включились юные следопыты
школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года
их поиски увенчались успехом. Находясь в рай-
оне хутора Кожевня, ребята узнали, что летом
1943 года на его окраине упал советский истре-
битель. Пилотом, раненым в голову, была жен-
щина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтёр-
ского района Донецкой области в братской моги-
ле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось
ходом дальнейших расследований.
В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись
«пропала без вести» была наконец заменена на
«погибла, выполняя боевое задание». Ветераны
полка, в котором она воевала, возобновили хода-
тайство о присвоении ей звания Героя
Советского Союза.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за
образцовое выполнение заданий командования
и проявленные мужество и героизм в боях с не-
мецко-фашистскими захватчиками гвардии
младшему лейтенанту Литвяк Лидие Влади-
мировне посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза.
В городе-герое Москве на доме № 14 по улице
Новослободской, в котором жила Героиня и от-
куда она ушла на фронт, установлена мемори-
альная доска. Мемориальная плита установле-
на на мемориале на месте захоронения, в селе
Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.
ВЕЧНАЯ СЛАВА НАСТОЯЩИМ ГЕРОЯМ !