Мы отобрали четыре самобытных киноленты – без «заливной», «Калкиных» и царей-попаданцев. Spoiler alert!
«Однажды в Токио» (Tokyo Godfathers), 2003
Режиссер: Кон Сатоши («Паприка», «Идеальная грусть», «Актриса тысячелетия»)
Жанр: комедия, драма, приключения, фарс
Хронометраж: 1 ч 32 мин
Рейтинг: 18+
Страна: Япония
Аниме выделяется на фоне рафинированных сказок с первых минут.
В кадре — не ангелы и не эльфы, а бомжи:
алкоголик-игроман Джин, пубертатная язва Миюки и сумасбродная Хана. В канун рождества троица находит на свалке младенца. Сакральная миссия по спасению малышки разрешает личные конфликты и самих «волхвов», дарит им второй шанс.
За полтора часа Сатоши Кон успевает удивить, растрогать, рассмешить и озадачить вас. При всей своей наполненности история смотрится легко: нет ощущения перегруженности. Несмотря на яркий контраст между фарсом и реалистичной драмой «Токийским крестным» удается рассказать простую и понятную историю о любви, умении прощать и принимать свои ошибки.
Японский юмор может показаться российскому зрителю плоским, а культура — непривычной. Просто примите эти особенности как часть неотразимого шарма аниме и наслаждайтесь просмотром!
«Страна Оз», 2015
Режиссер: Василий Сигарев («Жить»)
Жанр: черная комедия, драма, приключения, фарс
Хронометраж: 1 ч 35 мин
Рейтинг: строго 18+!
Страна: Россия
Постер сразу дает понять, что из белого и пушистого в фильме только снег. Лента вряд ли придется по вкусу чопорному ханже. А тех, кто хочет оставить всю досаду и обиды в уходящем году, приглашаем в токсично-сатирическое путешествие по «Стране Оз»!
Сюжет. В канун Нового года Лена Шабадинова (Элли) едет из родных Малых Ляль в Екатеринбург, чтобы принять смену в крошечном ларьке. Ураган беспощадного российского праздника закидывает ее в самые неожиданные места и знакомит с разными представителями местной «фауны».
Реплик в фильме не так много, зато каждая достойна места в фонде золотых цитат. Актеры оторвались по полной: персонажи до боли знакомые и реалистичные, будто попали на съемки «с улицы». Не знаю, как вы, а я обожаю рецидивистов-социопатов в исполнении Александра Баширова! Еще в одной из сцен снялся всамделешный Евгений Ройзман*(признан иноагентом) — мэр Екатеринбурга.
Цель героини — по сути ключевой элемент роуд-муви — меняется прямо на ходу: сначала она едет на работу, потом пытается вернуть собаку, а в конце и вовсе собирается вернуться в пункт «А». Хаотичный, немного сюрреалистичный маршрут героини — отражение ее запутанного жизненного пути.
«Почему не прижилась здесь, Шабадинова? — Жить не умею».
И самое главное — черный, жесткий, грязный юмор. Мы не стесняемся в выражениях в реальной жизни, но не привыкли слышать вульгарные анекдоты с больших экранов. Поэтому шутки тут работают по принципу шок-эффекта: «Ой! Ха-ха, я и представить не мог, что в кино можно так!»
«Подручный Хадсакера» (The Hudsucker Proxy), 1994
Режиссеры: Джоэл и Итан Коэн («Фарго», «После прочтения сжечь», «Большой Лебовски», «Старикам тут не место»)
Жанр: комедия, чуть-чуть фэнтези
Хронометраж: 1 ч 46 мин
Рейтинг: 12+
Страна: Великобритания
Вчерашний студент Норвилл Барнс приезжает в Нью-Йорк в поисках работы. Именно в этот день глава крупной и суперуспешной компании Хадсакер по доброй воле отправляется к праотцам. Чтобы выкупить акции покойника за копейки, Сид Массбургер предлагает посадить в кресло начальника полного идиота. Бесхитростный провинциальный добряк Норвилл на первый взгляд действительно похож дурака. Но инвесторы еще не знают, что «козел отпущения» окажется настоящим новатором…
«Подручный» — не самый новогодний фильм: снег в NY не завезли, а рождественское чудо выполняет конкретную сюжетную функцию. Смотреть его стоит в первую очередь из-за волшебной атмосферы -
лента пропитана лоском старого доброго кино.
Коэн подсвечивают курьезность повседневной жизни с помощью карикатурных образов: наивный симпатяга, большая злая корпорация, пройдоха-журналист. Эта работа — настоящий клад для ценителей «технической» составляющей: монтаж, режиссура и работа со звуком здесь на каком-то заоблачном уровне. Комедийная составляющая отличается особой оригинальностью: помимо старых добрых гэгов Коэн используют нетипичные приемы, которые лучше увидеть своими глазами. Подсказка: присмотритесь к сцене, когда Массбургер чуть не выпал из окна, или к закадровому диалогу таксистов в кафе.
Засчет динамики и экспрессии «Подручный» во многом напоминает анимационный фильм. Это замечательный «мультик» для взрослых о том, как в погоне за успехом не потерять себя и близких.
«Клаус» (Claus), 2019
Режиссер: Серхио Паблос
Жанр: Комедия, Драма
Хронометраж: 1 ч 36 мин
Рейтинг: 6+
Страна: Испания
Еще один мультик в подборке — и ого-гл какой! В свое время фанаты анимации долго не могли простить членам киноакадемии «Оскар», который они отдали «Истории игрушек 4», а не «Клаусу».
«Клаус» — это сказочная фантазия о становлении рождественских традиций и добрая история о перевоспитании (куда же без него). Сибарит Джеспер по поручению отца отправляется в Смиттенсбург — городишко, разоренный многовековой борьбой двух фамилий. Задача новоиспеченного почтальона — наладить почтовую связь на новом месте. Но как? Местные жители не то, что общаться, дышать одним воздухом не хотят!
Положение Джеспера спасает житейская хитрость и огромный запас игрушек, который принадлежит молчаливому дровосеку Клаусу…
Сюжет следует всем возможным канонам: уже на стадии завязки конфликта не трудно догадаться о его разрешении. Дело тут в другом: «Клаус» очаровывает вниманием к деталям, простыми человечными персонажами и ВИ-ЗУ-А-ЛОМ.
Графика полнометражки маскируется под стилизованное 3D, хотя на самом деле она от и до отрисована вручную!
Словом, «Клаус» — невероятно красивый и добрый мультик для семейного просмотра. Детям — новогоднее чудо, родителям — забавные шутки и «жизовые» параллели.