Ф. М. Достоевского очень любят по всему миру, особенно, в Америке (Не считая нашу страну). Многие писатели, сценаристы и режиссёры создавали свои творения под впечатлением от шедевров великого маэстро слова. Сегодня я хочу представить вам два фильма, которые так или иначе связаны с творчеством Федора Михайловича.
1. Враг/Enemy.
Дени Вельнёв, режиссёр данной картины, показался широкой публике в прошлом году качественным триллером с Хью Джекманом и Джейком Джилленхолом в главных ролях. Многие считаю этот фильм лучшим триллером последнего десятелетия, хотя, Финчер бы поспорил. Если кто не знает или не помнит, то картина называется "Пленницы". Так вот, в этом же году режиссёр снял другое кино, по сценарию португальского режиссёра Жозе Сарамаго, который в свою очередь написал свою книгу "Двойник" под впечатлением от повести Достоевского "Двойник". Вот, это было небольшое предисловие, далее о самом фильме.
Главную роль в данной картине исполнил всё тот же Джейк Джилленхол, видимо, уж очень он приглянулся режиссёру ещё с Пленниц. Так вот, актёр отыграл на ура! Сюжет: Главный герой, Адам (Джейк Джилленхол), преподающий историю, кажется, мало о чём задумывается помимо работы. По совету коллеги учитель решается развлечь себя кинематографом, хотя раньше избегал такого времяпрепровождения. Там он обнаруживает в эпизодической роли актёра, чертовски похожего на него. Он начинает искать информацию об этом человеке, который точь-в-точь выглядит как он.
В данном синема очень крутые операторские съёмки, я даже не могу словами это передать. Туманные улицы Торонто - это вообще нечто. Очень маленькое количество монтажных склеек, что радует глаз. В общем, тут и Дэвид Линч был бы рад сие кино, потирая руки, что же будет в конце.
2. Двойник/The Double.
За экранизацию всё той же повести Достоевского на современный лад, на этот раз взялся подающий надежды британский режиссёр Ричард Айоади. В багаже у данного творца есть замечательное подростковое кино "Субмарина". И тут он решил взяться за что-то более серьёзное.
Главную роль, роли исполнил Джесси Айзенберг. Компанию ему составила милая и талантливая Миа Васиковска.
Молодой клерк Саймон Джеймс — обитатель мрачного города — работает в статистическом бюро отчетливо кафкианского типа. В языке Достоевского, на чьей одноименной повести основан «Двойник», конторы называются «присутствиями», и Саймон присутствует, но этого никто никогда не замечает: начальник не помнит его имени, хотя герой работает в компании не первый год, а его недоступная возлюбленная Ханна в упор не видит попыток ухаживания. В компанию устраивается Джеймс Саймон : двойник, если воспользоваться соответствующей цитатой из первоисточника, — «шельмец, интригант и развратник». Постепенно он похищает у героя все: работу, квартиру, девушку и, наконец, его личность.
Зарубежный «Двойник» как по мне, получился добротным и колоритным образцом «Достоевского фильма». Да, фильм очень мрачен, серен, но на то он и Достоевский. В общем, если вы искали что-то наподобие Бойцовского клуба, то эти два фильма вам к просмотру и к анализу.