«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…» Как понять, что дополнительные секции ребенку в радость?
Совмещать школу или подготовку к ней со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому ребенку. Тулячка Виктория Якубович, мама шестилетнего Максима, уверена: чем больше секций посещает ребенок, тем лучше. Почему нет? Малыш же справляется. Ее сын пробовал себя в разных направлениях:
Виктория Якубович
Наталья Бобылёва, мама десятилетнего Никиты:
Наталья Бобылева
Эля Сидорина, мама шестилетнего Степана:
Эля Сидорина
Есть ли норма?
Требования к работе кружков устанавливает СанПиН 2.4.4.3172−14.
- Занятия заканчиваются не позднее 20.00.
- Продолжительность занятий детей в учебный день — не более трех академических часов.
- После 30−45 минут теоретических занятий рекомендуется перерыв — не менее 10 минут.
- Использовать интерактивные доски для детей 7−9 лет нельзя больше 20 минут, для детей старше 9 лет — не более 30 минут.
Когда начинать занятия?
Анна Григорович
— Специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5−6 лет, — говорит тульский психолог Анна Григорович. — Для самых маленьких (детей с 2 лет) можно посоветовать занятия физкультурой, ритмикой. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке — не раньше 6. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7−8 лет. Освоение техники рисунка не стоит начинать до 4−6 лет.
С точки зрения психологии, записывать первоклассника в кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте ему время привыкнуть к учебным нагрузкам.
При выборе дополнительных занятий спросите мнение ребенка. Особое внимание родители должны обратить на три момента:
- Обязательно соблюдать режим дня. Идеально было бы выполнять домашнее задание в определенное время. Следите за полноценным сном ребенка. Как показывает практика, легче учеба дается детям, которые ложатся спать в 21.00.
- Нагрузки должны быть распределены разумно. Причем под нагрузками подразумеваются не только уроки и кружки, но и информационный поток, идущий из телевизора и компьютера. Поэтому стоит ограничить время потребления визуальной информации, но для этого необходимо договориться с ребенком — какие передачи и в какое время он будет смотреть.
- Сбалансированное питание ребенка. Надо следить за рационом ребенка, чтобы в меню преобладали полезные и витаминные блюда, а не любимый детьми фастфуд.
Перегружен ли ребенок?
Тревожный знак, когда малыш слишком быстро засыпает. Если все наоборот: он долго не может успокоиться перед сном, зато спит на уроках и отбился от рук, заметно снизился аппетит, это также должно насторожить родителей. Из-за высоких нагрузок ухудшается память, ребенку сложно быть внимательным в течение долгого времени. Поэтому индикатором загруженности детей могут быть школьные оценки.
Учить или не учить английский?
Светлана Дождёва
— Многие родители, зная об огромных возможностях детей в раннем детстве, стараются «вложить» в малыша как можно больше знаний, — говорит Светлана Дождева, доцент кафедры психологии ТулГУ, педагог-психолог ГУ СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1 Тулы». — Детские психологи не так воодушевленно относятся к идее подобного раннего развития, в том числе и обучению иностранным языкам.
Например, есть научные данные о том, что в определенном возрасте у детей появляются благоприятные условия, чтобы развить те или иные способности. Однако нужно учитывать:
- Овладение родным и иностранным языком — две разные деятельности (в первую очередь по мотивации).
- Память ребенка носит непроизвольный характер, то есть ребенок запоминает иностранные слова механически и быстро забывает их (если он не находится в среде, где говорят на изучаемом языке).
- Кроме возраста нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, в частности — развитие речи. Не все дети начинают четко и рано говорить. Есть множество всевозможных нарушений речи, самое частое из которых — неправильное произношение звуков. В таком случае изучение иностранного языка может навредить! У ребенка закрепится неправильное произношение звуков родной речи.
Специалисты считают оптимальным для начала занятий иностранным языком возраст 5 лет. Смысл таких уроков — не научить ребенка бегло говорить, а обогатить интеллектуальное и психоэмоциональное восприятие ребенка. Занятия должны приносить ребенку удовольствие, а не только быть нацелены на результат. Важно не переступить опасную грань. И не забывать, что раннее обучение ребенка каким-либо навыкам напрямую не связано с успешностью его в будущем и с тем, насколько счастливо он проживет свою жизнь.