Термин «реабилитация» уже давно не вызывает ни у кого вопросов. Он постоянно используется, когда речь идет о помощи людям с инвалидностью.
Но, говоря о детях-инвалидах, более правильно употреблять понятие абилитация. Что же это такое и в чем отличие – давайте разбираться!
Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Реабилитация направлена на полное или частичное восстановление у человека способностей, которые были утрачены из-за болезни или травмы. Абилитация же содействует развитию или обретению не сформированных умений.
Реабилитация и абилитация это сложные, многоуровневые процессы, которые включают в себя работу по нескольким сразу направлениям. Оба этих процесса наиболее эффективны если строятся на принципах комплексности и непрерывности.
Как организовать абилитацию, не «вырывая» ребенка из привычной обстановки, не отрывая от занятий в школе и получить результат? Этот вопрос встает перед каждым родителем ребенка-инвалида. Но, развитие различных навыков и умений нужно не только детям с особенностями здоровья.
И, конечно, очень здорово, когда все услуги можно получить сразу, в одном месте и территориальной доступности. Все большую популярность приобретают различные программы Арт-терапии, где не только развиваются физические навыки, но и уделяется внимание гармоничному эмоциональному и творческому развитию ребенка.
Руководствуясь всеми этими пожеланиями и принципами, мы создали наш детский инклюзивный театр «Радуга» - сказала художественный руководитель театра Жанна Веденкина.
Мы стараемся создать такие условия, при которых раскрывается творческий и личностный потенциал ребенка и он может почувствовать вкус успеха и радости от того дела, которым он занимается. Опыт такой созидательной деятельности для многих наших детей нов и необычен. Он приобретается через преодоление многих препятствий, трудностей и стереотипов.
Комплекс занятий по актерскому мастерству позволяют сформировать гармоничную личность, участвуют в духовно-нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения. Во-первых, ребята раскрепощаются, преодолевают стеснение и комплексы, развивают коммуникативные навыки; во-вторых, раскрывают свои способности, улучшают речь, память, находят единомышленников; в-третьих, улучшают здоровье, мускулатуру, осанку — ведь большое внимание уделяется физической подготовке юных артистов: в частности, хореографии, гимнастике, ритмике.
Ярким примером такого подхода является проект «Театр, где мы вместе», успешно реализуемый ТРОО «Мы вместе» при поддержке регионального гранта Тульской области.
Цель проекта - абилитация детей (в том числе с ОВЗ) и молодых инвалидов с помощью театра в безопасной и заботливой среде, в которой ребята могут творчески выражать себя, исследовать свои эмоции и развивать важные социальные и коммуникативные навыки – рассказала руководитель ТРОО «Мы вместе» Татьяна Вербицкая
В основе программы занятий детского инклюзивного театра «Радуга», на базе которого реализуется проект, лежит идея инклюзивности, то есть вера в то, что каждый ребенок, независимо от его способностей, должен иметь возможность заниматься искусством. Это означает, что занятия построены таким образом, чтобы удовлетворить самые разные потребности и способности, а так же поощрять к совместную работу в атмосфере поддержки и сотрудничества.