Если овцу поместить рядом с клеткой, в которой сидит волк, то она через сутки умрет от разрыва сердца. Животные цепенеют, ощущая запах крови, они ведь не хищники, а жертвы. Свиньи еще больше, чем коровы, подвержены стрессу, ибо эти животные обладают очень уязвимой психикой, даже, можно сказать, истеричным типом нервной системы. Недаром на Руси всеми особо почитался свинорез, который перед убоем ходил за свиньей, ублажал, ласкал ее, а в момент, когда она от удовольствия задирала свой хвостик, он точным ударом лишал ее жизни. Вот по этому торчащему хвостику знатоки определяли, какую тушу стоит покупать, а какую - нет. Но такое отношение немыслимо в условиях промышленных скотобоен, которые в народе справедливо назвали "живодернями".
С этической точки зрения, массовое убийство невинных животных ради утилитарных целей является одним из самых вопиющих нарушений законов нравственности. Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Ещё 2600 лет тому назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожить себе подобных». Исходя из этих позиций, неудивительно, что растёт число преступлений, особенно тяжких, совершается насилие по отношению к женщинам, детям, пожилым людям. Леонардо да Винчи писал: «Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека». Помимо Пифагора и Леонардо в ряду мыслителей - сторонников вегетарианства стоят имена Сократа, Платона, Климента Александрийского, Плутарха, царя Ашоки, Акбара, И.Ньютона, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ламартина, Л.Н.Толстого, Б.Шоу, Махатмы Ганди, А.Энштейна и др.
Духовная сторона этого вопроса не менее интересна. Оказывается, все древнейшие мировые религии высказываются в пользу вегетарианства и указывают на равенство всех живых существ перед Богом. Так, в классическом буддизме основой учения является ахимса (непричинение вреда живому) и вегетарианство. Известны два афоризма Будды: «Не убивай быка, который пашет твои поля» и «Не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных». Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто, в надежде обрести счастье, мучает, или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни».
В христианской Библии сказано: «Только плоти с душою ею, с кровию её не ешьте» (Бытиё: 9, 4). Наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: «Закалывающий вола - то же, что убивающий человека» (Библия: Исайа, 66, 3). Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, всё же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1, 29) сам Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Несмотря на то, что Бог позволяет человеку властвовать над животными, этимология ивритского слова «йирду» (властвовать, повелевать) имеет коннотацию покровительства, опеки.
В мусульманской традиции также осуждается убийство животных: «И вот сказал Муса своему народу: «О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся, милосердный!» (Коран. 2.51). В другом месте , в книге «Так говорил Магомет» сказано: «Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному».