После прошлогодних поправок к Конституции РФ в комментариях на Myslo регулярно высказываются радикальные мнения о решениях ЕСПЧ (Европейского Суда по правам человека), например:
-после поправок в конституцию ЕСПЧ имеет такой же вес, как и «Спортлото»;
-Путин в новой редакции Конституции предложил верховенство национального законодательства над международными актами;
-при Путине Россия никогда не будет платить по решениям ЕСПЧ в делах по навальнятам…
К счастью, подобные мнения здешних «юрэкспертов» очень далеки от реальности. Подробнее о двух главных заблуждениях:
1. Об отмене приоритета международного права.
В действительности поправки к Конституции никак не затронули статью 15, в т.ч. и часть 4, касающуюся приоритета норм международных договоров над нормами внутрироссийских законов:
«4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»
Но это не означает и не означало до поправок к Конституции, что правила международных договоров имеют приоритет над конституционными нормами. Конституция Российской Федерации и ранее (до поправок) имела высшую юридическую силу. А для тех, кто в этом сомневался, Конституционный Суд в 2015 году разъяснил:
В 2017 году Конституционный Суд еще раз подчеркнул правильную расстановку приоритетов:
«…В качестве международного договора Российской Федерации Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает в правоприменительном процессе большей юридической силой, чем федеральный закон, но не равной и не большей, чем юридическая сила Конституции Российской Федерации.»
2. О необязательности решений ЕСПЧ.
По всей видимости, заблуждению о необязательности любых решений ЕСПЧ после внесения поправок способствовала пропагандистская кампания перед голосованием за эти поправки. Но в реальности никаких существенных изменений не произошло.
Процедура признания неисполнимыми решений международных органов, включая Европейский суд, была узаконена в России задолго до поправок. Такое право закреплено только за Конституционным Судом РФ, а Конституционный Суд признает неисполнимыми решения ЕСПЧ крайне редко.
Год назад уполномоченный РФ при ЕСПЧ Михаил Гальперин заявил в интервью:
О том, что Россия продолжает добросовестно платить по решениям ЕСПЧ, лучше всего говорит Заключение Счетной палаты РФ по проверке исполнения закона о бюджете 2020 года федеральным минюстом:
Что же касается денежных выплат Россией конкретно по делам, связанным с нарушениями права на мирные собрания (реакция на уведомления о запланированных собраниях, реакция на мирные собрания, незаконные аресты), то согласно недавней справке по исполнению постановлений ЕСПЧ по этой группе дел Россия отчиталась о выплатах справедливой компенсации: