Социальная сеть "ВКонтакте" подала в суд на компанию Double Data и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), требуя обязать их прекратить использовать открытые данные пользователей для продажи своих услуг, пишет "КоммерсантЪ".
За нарушение исключительных прав социальная сеть требует взыскать с Double Data и НБКИ символическую компенсацию — по одному рублю. Представители этой соцсети недовольны тем, что ее используют для сбора информации о кредитоспособности пользователей.
На основе сведений из открытых профилей компании оценивают платежеспособность пользователей и продают эти данные банкам.
Этот судебный процесс может стать прецедентом в России и поставить под угрозу существование множества сервисов на основе Big Data, как это было уже в других странах.
Как утверждает истец, Double Data извлекает из базы данных социальной сети (где присутствует около 407 млн профилей), фамилии, имена, сведения о месте работы и учебы, анкеты друзей, информацию о месте рождения и регионе проживания, фото, а также сведения о частоте посещений страницы и типе устройства.
При этом ни сеть "ВКонтакте", ни ее пользователи не давали разрешения на извлечение таких материалов и их коммерческое использование.
В пресс-службе Mail.ru Group сообщили, что технологии, используемые Double Data, подразумевают создание множества технических запросов к социальной сети, "что в конечном итоге может негативно повлиять на скорости отклика для обычных пользователей, а также копирование, обработку и продажу контента, в том числе аудио, видео, фото".
Гендиректор Double Data Максим Гинжук считает претензии "ВКонтакте" способом конкурентной борьбы. Он напоминает, что в 2016 году Mail.ru Group начала инвестировать в Big Data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков. По его мнению, если пользователь сделал данные открытыми — "это его право и никто не должен монополизировать их использование".
"Много игроков на рынке использует социальные сети, и нужно строить экосистему использования данных, а не разрушать ее",— резюмирует господин Гинжук.
В НБКИ от комментариев отказались.
Социальный скоринг, то есть анализ информации из профиля, фото и статусов друзей для составления портрета клиента, используют многие компании и банки в мире. Есть и крупные онлайн-проекты, которые занимаются этим: например, Lenddo, работающий в 20 странах мира и анализирующий данные из Facebook, LinkedIn, Google, Yahoo и Twitter, или немецкий Kreditech, получивший инвестиции на сумму более $160 млн. Используют такие разработки и в России — к примеру, проекты "Вдолг.ру" и Moneyman.