На прямую линию с психологом звонили в основном бабушки. И главная проблема, как оказалось, для них – накормить внуков. А чем это грозит самим внукам – рассказывает психолог Лариса Милова.
Совсем ничего не ест
- Я бабушка, сижу с внуком. У мальчика тики, нервное покашливание. И невролог прописал лекарство. Давать надо три месяца, а мы не можем – он плачет, прячется от нас, не хочет даже полтаблетки проглотить. Я боюсь, что только хуже будет. Раньше он витамины грыз с удовольствием – они же сладкие.
- Попробуйте не обозначать таблетки как таблетки. Например, можно растолочь таблетки и добавить в детское пюре…
- Да он у нас вообще плохо кушает. Йогурты и пюре не ест. Я вообще удивляюсь, как он живет, если так мало ест! Любит блинчики и чай с бутербродами.
- Конечно, лекарства, прописанные неврологом, давать надо по назначению. У каждого лекарства есть аналоги в другой форме – сиропы или инъекции. Попросите врача подобрать другую лекарственную форму.
На самом деле родители и бабушки
с дедушками часто сами создают проблему.
Они тревожатся по поводу назначенных лекарственных препаратов, внутренне сопротивляются назначению. Ведь в инструкциях указано столько противопоказаний – зачем мы будем «пичкать» этим нашего малыша?! А дети чутко улавливают отношение взрослых к таблеткам и отказываются их пить. Кстати, на практике заметила – если есть трудности с таблетками, то, когда прописывают уколы, родители легко «находят общий язык» с детьми, и те с удовольствием пьют таблетки.
Вопрос тут больше даже не в таблетках, а в том, что бабушка считает, что «ребенок совсем ничего не ест». И, скорее всего, пытается накормить его насильно, прибегает к уловкам. Этого не надо делать! Так мы сами сбиваем пищевые инстинкты в детей. За мою 20-летнюю практику я наблюдала всего двух детей, у которых действительно отсутствовал аппетит, они не испытывали чувства голода. Но это было обусловлено физиологическими нарушениями. Во всех остальных случаях мы сами виноваты, когда пытаемся накормить ребенка по режиму, невзирая на его желания.
Насилие едой – далеко не лучшая форма проявления родительской заботы.
Самый знаменитый герой мультиков Винни-Пух точно имел пищевые нарушения и считал, что он мало ест.
Бабушки, воспитатели говорят «ничего не ел» тогда, когда дети едят меньше, чем взрослые считают нужным. То есть, обычно взрослым КАЖЕТСЯ, что ребенок ничего не ест. Сейчас врачи сами удивляются некоторым советским нормам и правилам кормления детей – ну разве может 3-летний ребенок съесть на завтрак 200 г творога?! Сами мы, взрослые, не всегда хотим кушать. И можем легко пропустить обед или ужин, перекусив яблоком. А на завтрак попить только кофе. Детей же почему-то считаем на такое неспособными, вернее, не позволяем им иметь какие-то свои желания, настроения. Как будто ребенок не может иметь плохое настроение и поэтому плохой аппетит. Или так зависеть от перемены погоды, что ему хочется только яблоко или молока. Мы же позволяем себе целый день есть овощи и рыбу, когда хочется именно их. А детям – нет. Мы запрещаем детям управлять их пищевым поведением.
Да, есть расхожая фраза, мол, дай им волю, они одни конфеты и пирожные будут есть. Но тут вопрос к вам, уважаемые родители, а почему у вас конфеты стоят на столе? Почему ребенок знает, что такое конфеты?
На многочисленные жалобы бабушек и мам по поводу плохого аппетита я даю такой совет. Да, четкий режим дня и питания должен быть. Да, надо соблюдать принципы здорового питания – теплая каша, супы и проч. Но! Если ребенок в назначенное для обеда время не ест, не надо его подкармливать чем-то другим. Ведь как обычно бывает: ребенок не стал есть кашу, перед ним пляшет вся семья и предлагает – скушай бутербродик с колбаской, вот тебе пряничек или плюшка. Пусть побегает, проголодается.
Еще одна проблема – ребенок долго ест.
Может час-два сидеть за столом и разводить круги в тарелке с манной кашей. Что делать родителям? Поставьте таймер. Например, завтрак - это 30 минут. Не поел? Уберите все со стола – завтрак закончился! Это реально работает. Ни один нормальный человек не умер рядом с холодильником от голода.
Давай добавки!
Как часто вы предлагаете собственному ребенку добавки, когда он не просит? Ну, было дело, согласитесь. «Съешь еще одну котлетку – она же вкусная!». Вот это ведет к тому, что у нас сейчас в обществе проблема излишнего веса чуть ли не с детсада. Кстати, желание посытнее и побольше накормить своих внуков – это скорее психологическая проблема бабушек, так проявляется их любовь и тревога, корни которых – в их детстве, возможно, не очень сытом. И в результате растет поколение, которое «заедает» стресс, любовь получает через пищу – кормит, значит, любит.
По последним данным британских ученых, мужчина перестает воспринимать жену как сексуальный объект, если она его кормит-кормит-кормит… Когда женщина уходит с головой в «кормление», она ассоциируется у мужчины с мамой и бабушкой и… Он ее любит, но как маму или бабушку. А какой секс с мамой и бабушкой?! Это одна из причин возникновения любовных треугольников. Жена – этакая мамка кормящая, с пирожками-борщами, а любовница редко готовит и кормит, там больше человеческого общения, из серии «поговорить» - не только голый секс.
Кстати, заботиться о ребенке можно ведь не только, наварив кастрюли борща и нажарив сковороду картохи. Вспомните, когда вы вместе с ребенком читали книжку, устраивали теневой спектакль, гуляли вместе. Может быть, стоит последовать совету великой Плисецкой и поменьше есть, а побольше двигаться, общаться?
На глазах у ребенка умер отец.
Как помочь пережить горе?
- Я бабушка. Год назад на глазах моей внучки – ей сейчас 13 лет – умер отец. Девочка никак не может пережить горе. Она все время вспоминает его, не может жить там, где жил отец. Боится, что умрем я и ее мать. Как помочь ребенку?
- Прошел год – и это достаточный срок для подростка, чтобы горе и боль утраты начали постепенно стихать. Если этого не происходит, самому подростку с этим не справиться, надо обратиться к психологу за помощью. До полугода неадекватных реакций на трагедию вполне допустимо. Если больше – это шоковая травма для психики. Надо помогать выбираться ей, но делать это надо профессионально. Бесплатно принимает психолог в центре психологической помощи в Заречье по тел. 49-00-88. Предупреждаю сразу, потребуется не один-два приема, а длительная работа.
- А если она скажет, что не пойдет?
- В любом случае первая консультация – для родителей без ребенка. Потому что некоторые вопросы некорректно обсуждать при детях.
Он нас ненавидит! Помогите!
Этот звонок был из семьи, где случилась острая ситуация конфликта между бабушкой, мамой и сыном-подростком.
- Я воспитывала его одна, вместе с бабушкой, моей мамой. Он нас ненавидит, не хочет ходить в школу, грозится, что уйдет из дома. Ничего не хочет. Стал агрессивный. Однажды пришел в грязных джинсах и кинул их в помойку. Но их же можно постирать, их же только купили. Скандал. Я на работе была. Писала ему смски – приходи, я без тебя не могу, мы с тобой одно целое. А он говорит, что не может жить в этом аду. В чем ад? В том, что мы его просим убрать в комнате?! А еще тут выяснилось, что у него боли головные обусловлены опухолью в голове. И он все время говорит – ничего ему не надо, потому что он скоро умрет.
- Резкие изменения в поведении могут быть обусловлены опухолью. Тем более, если меняется и успеваемость в школе, и эмоциональные реакции. Надо обратиться к неврологу и пожаловаться на эти симптомы. Вы волнуетесь по поводу учебы, а ваш сын переживает за свое здоровье. В вашей ситуации лучше проконсультироваться у двух-трех врачей. Если врачи исключат заболевание, то приходите на прием к психологу.
Часто родители ведут себя как диктаторы. И в один непрекрасный момент ребенок говорит – я ухожу. И уходит. И взрослым очень трудно признаться себе в том, что эта ситуация – их рук дело.
Как попасть к психологу?
- Я мама, мы хотели бы позаниматься с ребенком с психологом. Ребенку 15 лет, переходный возраст.
- Я бабушка, моему внуку 13 лет. Можно прийти на прием к психологу поговорить?
Вот, кстати, тенденция – с ребеночком можно прийти? А сколько ребеночку? 15! Этот тренд уже давно наблюдается в Америке и Европе. И, наконец, дошел и до нас. Переходный возраст растянулся до 25 лет. В чем это выражается? Когда человека спрашивают – а что тебе в жизни интересно? – он отвечает, что не знает, и все зависит от настроения. Раньше осмысление себя – кто Я и зачем пришел в это мир – приходило в 16-19 лет, а к 21 году человек уже выбирал свой жизненный путь и профессию.
А что происходит сегодня? Инфантилизация. Поиск себя, своих увлечений – это для подростков, которым почему-то уже не 14-15 лет, а 20! Отчего это произошло? Мы сами в этом отчасти виноваты. Да, мы стали слушать и слышать своих детей. Но и опекать их чрезмерно тоже стали! Мы решаем за них проблемы, бережем от переживаний.
Ко мне на прием приходят 19-23-летние не с проблемами выбора пути, самореализации, не с вопросом «где я пригожусь в обществе» - что должно быть в таком возрасте. Нынешние 20-23-летние задают подростковые вопросы – «на меня мальчик не посмотрел», «у меня прыщ на носу, я страдаю», «со мной не дружат, как завоевать их дружбу».
Вообще, когда родители приводят на консультацию детей, чаще всего их ожидания – «почините ребенка, с ним что-то не то». Сами родители не хотят признаться в том, что довели ситуацию и своего ребенка до такого состояния, боятся взять на себя ответственность. Люди не готовы меняться и не готовы признать, что им самим нужна помочь.
Мысли вслух
Сексуальный голод – это выдумки…
Недавно наткнулась на статью об основном инстинкте, вернее, о том, что он вообще-то НЕ основной. Оказывается, человечество устало от секса. Ему не нужно его столько, сколько навязывает медиа и общественное мнение. Тот уровень сексуальности, который задается информационным пространством как норма, свойственен разве что людям больным, причем не только психически. Сексоцентризм сознания характерен, к примеру, для первой стадии туберкулеза, некоторых кожных заболеваний и даже проказы. Не говоря уже о том, что исключительно сильная потребность в сексе наблюдается у большинства пациентов психиатрических клиник. Сильный, мужественный, состоявшийся мужчина не делает культа из секса, не является его рабом. Наоборот, он хозяин этого инстинкта, он знает, чего он хочет и кого он хочет.
…а гордость за школу – нет!
Сейчас проходит реформа образования. Можно спорить и рассуждать о плюсах и минусах слияния или объединения школ, экономической целесообразности процесса, качества преподавания… Но в пылу этого реформирования забыли спросить детей (ну это как всегда у нас, чего их спрашивать, они же дети!) – а как они называют свою альма-матер? Хотят ли они получить аттестат средней школы, лицея или гимназии – или объединенного центра образования номер …дцать? Ведь нормально развитые дети гордятся своей школой. Гордятся, что поступили, например, в химический лицей или лицей искусств. И хотят, чтобы это было записано в аттестате. Как можно гордиться обезличенным центром образования? На самом деле, чем больше индивидуальности, отличия, тем проще это осмыслить. Никто же не превращает Итон в центр образования?!