5 января 1939 года в гости к тульским школьникам приехали маленькие испанцы из Ахлебинского детского дома рядом с Обнинском.
Буквально накануне приезда в наш город в Ахлебинский детский дом для испанских детей прилетел самолет агитэскадрильи им. М. Горького. На снежное поле опустился Дед Мороз – парашютист агитэскадрильи. От имени летчиков он сердечно приветствовал маленьких испанцев. Дед Мороз привез для них подарки и поздравительные открытки. Не меньшим восторгом была встречена знаменитая летчица Валентина Гризодубова, также входившая в состав эскадрильи.
В Туле маленькие испанцы пробыли четыре дня – посещали театр юного зрителя, кинотеатры, музеи, побывали в облдрамтеатре, где смотрели пьесу Н. Вирта «Земля». Потом во Дворце пионеров состоялась встреча со школьниками города.
«Испанский детский дом № 5» на разъезде Обнинское был организован в 1937 году. На постоянное жительство сюда приехали 436 маленьких испанцев. Вот как описывал жизнь воспитанников детского дома бывший пионервожатый Дмитрий Дмитриевич Гунин.
«Управляться с ними было очень непросто, особенно в первое время, когда дети еще не привыкли к русскому языку, а наши педагоги – к испанскому. Переводчиков же было слишком мало. Но главная трудность состояла в понимании особой психологии, нравов и обычаев испанцев. Вот что произошло уже на следующее утро после приезда, когда ребят вывели на первую прогулку:
С поляны за рощей неслись дикие вопли. Вожатые побежали туда. На поляне ребята яростно топтали траву и плевались. Из бессвязных выкриков выделялись слова: «Балильо!», «Итальяно!», «Фашисто!» Оказывается, весь этот ералаш вызвала... ромашка. Выяснилось, что в Италии ромашка – символ детской фашистской организации «Балильо».
В первое время дети почти ничего не ели, но как только их вкусы (главным образом пристрастие к острой пище) удалось выяснить, проблема разрешилась.
Дети долго не могли привыкнуть к спокойной мирной жизни, ощутить, что они находятся в безопасности. По ночам их все время мучили кошмары. Особый ужас вызывал гул самолета, пробуждавший жуткие воспоминания о бомбежках. А здесь как раз проходила авиатрасса Москва-Киев. В один из первых дней, когда во время прогулки над детдомом послышался грозный рев снижающегося самолета, дети в ужасе бросились спасаться и разбежались по окрестным лесам. Собрать их удалось лишь на вторые сутки. После этого по особому распоряжению из Москвы полеты в районе детдома были временно прекращены».
Гордостью испанцев была футбольная команда. Именно из нее вышел Агустин Гомес, игравший после войны в московском «Торпедо», член олимпийской сборной СССР 1952 года.
16 января 1939 года бюро обкома ВКП(б) приняло постановление об учебно-воспитательной работе в Ахлебинском детдоме №3 Калужского района, где жили испанские дети. Калужскому райкому партии и парторганизации детдома рекомендовано обеспечить систематическую работу кружков (музыкального, изо-, авиамодельного, рукоделия, физкультурного и других) для учащихся; оборудовать радиоустановку, организовать регулярные выступления клубной самодеятельности, артистов цирка, эстрады перед воспитанниками и сотрудниками детдома. Для оказания конкретной помощи в постановке комсомольской и пионерской работы обкому ВЛКСМ предложено командировать в детдом на продолжительный срок своего работника.
С началом Великой Отечественной войны испанский детдом эвакуировали в Саратовскую область. Немало старших его воспитанников добровольцами ушли на фронт, и многие из них отдали жизни на этой войне.
В 2011 году в Обнинске был открыт памятник воспитанникам испанского детского дома.