6 января 1924 года один из читателей газеты «Коммунар» высказал на страницах газеты свое недовольство религиозными отпусками. «Как ни странным это может показаться, – писал он, – но такие отпуска существуют».
«Религиозные» администраторы отпускают на праздники «религиозных» рабочих на два-три дня. Стоит лишь заявить, что у тебя дома «престольный праздник».
«У нас в Ложевой на 19 декабря (праздник «Николы» 6-го по-старому) было отпущено несколько человек, вернувшихся из деревни в полубессознательном состоянии от выпитого «в честь святого Николы» самогона.
Седьмого января деревня будет праздновать «праздник Рождества» – и я уверен, что многие рабочие опять, как на Николу, пойдут к заву или «старшому» просить отпуск «на престол». И я уверен, что их просьба окажется уважительной причиной для отпуска, хотя соответствующими днями отдыха они воспользовались. Не пора ли положить предел растрате рабочего времени»?
Кстати, та же газета в порыве антирождественской истерии как-то разразилась поистине булгаковской фразой:
«Есть ли вообще какие-нибудь данные и доказательства существования Христа как действительной исторической личности? Надо определенно сказать, что таковых не имеется».