Коронавирус продолжает мутировать и повышать устойчивость к иммунитету человека. Чем новый штамм отличается от предыдущих? Кто в группе риска? Как лечить новый штамм COVID-19? Об этом рассказал Андрей Поздняков, врач-инфекционист, к.м.н., главный врач клинико-диагностической лаборатории ООО «ИНВИТРО-Сибирь».
— В чем главные отличия «Цербера» от предыдущих штаммов и какие симптомы?
— По сути «Цербер» — это мутировавший вариант ВА.5 — одного из подвидов «Омикрона». Принципиально от изначального штамма «Омикрон» он отличается тем, что еще легче обходит антительную защиту, если эту разницу вообще можно назвать принципиальной. Это значит, что «Цербер» чаще будет поражать и иммунизированных (вакцинированных и переболевших). Действительно, вспышка в Европе идет, но мы видим вспышку именно амбулаторных случаев, реанимации при этом не заполнены. Хотя туда и попадают больные с ковидом, чаще это люди из группы риска. Масштабного всплеска тяжелой заболеваемости нет, возможно до России эта волна тоже докатится, но это все будет амбулаторный этап.
Какой-то специфики вызванной штаммом «Цербер» никто не отмечает. Я так понимаю, что на Западе в принципе этиотропную терапию, т. е. специфичную противовирусную, не применяют. Ее оставили только для стационаров и тяжелых случаев. Для амбулаторного лечения ее не применяют.
— Какие-то другие последствия, пути передачи, меры предосторожности?
— Последствия для ранее иммунизированных будут ровно такие же, то есть — их будет мало, и они будут не фатальные.
— Как его будут диагностировать?
— ПЦР совершенно точно «поймает» данный субштамм, так как реакция ловит стабильные участки РНК, не изменяющиеся у всех штаммов (от «Уханьского» до «омикрона»).
Антигенный тест тоже настроен на улавливание стабильных антигенов вируса, не зависимых от мутаций и штамма. Просто необходимо помнить, что антигенный тест обладает худшими аналитическими характеристиками, чем ПЦР.
— Могут ли снова заставить носить маски или изолироваться, насколько опасен?
— Медицинского смысла в этом нет, так как у иммунизированных вирус протекает как обычная нетяжелая ОРИ. Плюс все штаммы «омикрона» достаточно контагиозны, то есть легко обходят барьерную защиту (пресловутые маски). Изоляция (вернее, ограничение контактов) необходима только людям, которые ранее не встречались с вирусом и не привиты, а также имеют тяжелую фоновую патологию. Ограничивать подавляющую массу населения смысла нет.
— Кто в группе риска в первую очередь на этот раз?
— Все те же: возраст, избыточная масса, тяжелая сопутствующая патология, иммунодефицитные состояния.
— Что известно об уже заражённых/смертность?
— Пока на основании данных из стран, где уже идет смена превалирующего штамма на Цербер — увеличения роста тяжелых случаев и летальных исходов нет.
Выявляемость в России сейчас невысока, потому что этиологическую диагностику до расшифровки вируса оставили только для стационарных случаев. Это с клинической точки зрения правильно, а сточки зрения цифр мы конечно будем видеть не истинную картину. Мы ее уже не видим, потому что в 2021 году мы обследовали всех — контактных, пациентов с малейшими признаками, сейчас так не делается и с клинической точки зрения это правильно.
— Как лечить новый штамм?
Поскольку это амбулаторный этап, то лечиться нужно сугубо симптоматически. Если человек имеет какой-то отягощенный фон, то можно применять препараты, которые сейчас применяются для лечения коронавируса, но если человек изначально имеет средний уровень здоровья, никакой тяжести у него нет, то нужно только симптоматическое лечение.