Почему дети говорят гадости? Инна Прибора рассказывает о том, что толкает детей на грубость, и как сделать так, чтобы это не повторялось.
1. Повышенное внимание
Представьте картину: вся семья сидит за ужином, обсуждает скрипичный концерт Рахманинова, бабушка вяжет, папа даже отвлёкся от диссертации, малыш делает в гречке дорожку и вдруг громко говорит: «Всех мочить в сортире, на!»
Только что никто не обращал на него внимания, а теперь бабушка роняет спицы, дедушке вызывают скорую, папа вскакивает и носится по квартире как ракета с воплем: «И это мой наследник!», мама поворачивается и долго-долго смотрит на тебя в упор. Интересно же, правда? Вы знаете более лёгкий способ за две секунды вызвать такой замечательный ажиотаж?
Детская психология говорит нам о том, что отрицательное внимание — это тоже внимание.
Если тебя ругают — это, наверное, не очень здорово, но если тебя не замечают вовсе — вот это уже проблема.
Некоторые американские психологи считают, что обычный родитель игнорирует 90% «хорошего» поведения и «хороших» детских поступков, вместо этого мы сосредотачиваемся на промахах и ошибках. То, что маленький человек старается, мы считаем обычным делом, нормой. А когда порвал с утра книжицу и мячик — тут же бросаем все дела, чтобы разобраться с проблемой.
Последнее время родители стараются делать всё по науке и лишний раз не похвалят ни за рисунок, ни за самостоятельно связанные концы занавесок. Слово «молодец» — признано бессмысленным, а давать грамотную обратную связь — хлопотное дело. Но если чаще смотреть на детей, улыбаться им и комментировать успехи («Люба! Ты уже два часа не сравнивала младшего брата с насекомыми! Я это очень ценю!»), возможно, у них не будет потребности воспроизводить некоторые смелые обороты.
2. Непонимание норм
Другая опасность подстерегает родителей, которые хотят хороших отношений с детьми и где-то что-то слышали про «безусловное принятие». Они спокойно относятся к тому, что малыш задрал ноги на обеденный стол и кроет всех отборными эпитетами из политических дебатов. Вообще-то, принятие — слово, которое относится к ребёнку. Это ребёнка мы любим и принимаем, а грубости, ругань и манеру ставить ботинки дедушке на голову — принимать уже не стоит. Если то, что вы слышите, вам не нравится, говорите об этом: «Я не потерплю такого тона в свой адрес», «У нас в квартире никто не рифмует имя дяди Тараса с сантехникой» — это нормальные фразы. Отстаивайте территорию.
Расскажите про то, что есть некие правила общения, и, если они есть, их поддерживают все.
Странной будет ситуация, в которой папа прикрикнул на маму, а когда младший воспроизвёл, все страшно удивляются и топают ногами. Взрослые тут показывают своим примером, как доброжелательно нужно общаться с людьми.
Если из дитя сыпется что-то невообразимое, вы должны быть уверены, что он в курсе, что взял дурную манеру. Может, и нет. Может, его так в садике научили. Пришёл в группу новый мальчик и блеснул образным словом. А что оно значит — никому не объяснил, и полгруппы дома вечером скачет по кровати и напевает куплеты из «Красной плесени», а родители стоят бледные.
Тут надо спокойно показать, что эти слова не красят пятилетку, и вы лучше сейчас споёте другую песенку, тоже смешную.
3. Внутренние обиды родителей
Часто взрослым кажется, будто ребёнок хочет обидеть их специально, и он вот тут точно нас страшно унизил, потому что сказал, что у папы «мордочка весёлая». Воспитанные с установкой «мать — это святое», авторитет отца неколебим, мы дико злимся, отыскав любой намёк на непочтение. Но почтение — не врождённая вещь.
В нашем взаимодействии взрослый — ведущий, ребёнок — ведомый.
Взрослый устанавливает границы, ведёт себя так спокойно и уверенно, даёт понять, что он главный, а ребёнок подстраивается. Мама не должна всякий раз обижаться и хлопать дверью, если ей показалось, что ей недостаточно низко поклонились. Научиться защищать свои интересы, уметь сказать о них твёрдо, не поругаться при этом с ребёнком, отыскав у него низкие мотивы, — в общем, этому бы неплохо нам всем поучиться.
4. Проблемы с привязанностью
Часто папа с мамой бьют тревогу, если ребёнок влетел в подростковый возраст, по уши увяз в соцсетях, в общении со сверстниками, а что там думают предыдущие поколения, его уже не очень волнует. Можно и огрызнуться, особенно если тебе надоедают учёбой или — того хуже — грозят отобрать смартфон. Канадский девелопменталист Гордон Ньюфелд говорит на своих лекциях, что судорожное общение в сети разрушает детскую зависимость от взрослого, а ведь именно взрослый должен удовлетворить потребность в привязанности. Такая потребность очень мощная, но ровесники из телефона с подозрительными смайликами эту потребность удовлетворить не могут. Они сами довольно беззащитные товарищи, не вполне созревшие для глубоких отношений.
Пока дети ищут поверхностного контакта с одноклассниками, которые выложили ролик с хомяком на скейте, родители рискуют услышать в свой адрес ранящее «Отвали!»
И эта проблема не решается советом из серии: «Отключите интернет и садитесь выяснять отношения».
Нужна будет кропотливая работа по восстановлению контакта между вами и ребёнком. Эта психологическая связь, грамотная иерархия — то что нужно для его взросления и благополучия, хотя сам ребёнок может это отрицать и говорить, что сейчас ему нужнее залайкать того хомяка.
Известный путь восстановить привязанность с ребёнком — найти возможность сосредоточиться друг на друге. Легче всего это сделать там, куда не протянули оптоволокно, в каком-нибудь походе, например. И хотя в феврале совет выглядит довольно идиотским, с чего-то надо начинать.
Восстановив трепетные отношения, вы заметите, что человеку, который важен для вас, не так-то просто сказать: «Да иди ты!».
Ну и да, ответственность за отношения с невыносимым угреватым парнем — лежит на нас, родителях.
5. Сигнал бедствия
Да, в норме родных людей не обзывают «гопниками погаными». Но, может, ребёнок таким нелепым способом как раз и даёт понять, что у него что-то не в порядке. Понаблюдайте, поговорите с ним, с учительницей, разберитесь, из-за чего страдает человек. Вдруг там глобальная катастрофа, а родные не знают. Если мы поможем человеку пережить стресс, то подарим ему боксёрскую грушу, посочувствуем и как-то дадим понять, что мы не гопники. И, разумеется, отпрыски нашего рода вообще-то так себя не ведут.