25 мая в тульском Музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества прошел мастер-класс по гончарному делу. Сурен Касумян рассказал гостям об истории гончарного промысла и посвятил в тонкости профессии.
Небольшой тесный кружок из подростков и взрослых, а в центре – известный тульский гончар, народный мастер России Сурен Акопович Касумян. Директор Музея ДПИ Гончарова Алла Ивановна произносит вступительную речь:
«2023 год объявлен годом педагога и наставника, и в честь этого Музей декоративно-прикладного искусства запустил цикл творческих встреч с тульскими мастерами. Сегодняшний наш гость – Сурен Касумян – мастер гончарного дела».
Пообщавшись с Аллой Ивановной поближе, мы выяснили, что проект был запущен еще в январе. И в скором времени пройдет еще одно творческое событие при участии Ирины Бежиной, которая изготавливает филимоновские и тульские городские игрушки.
Мастер-класс начинается с небольшой, но увлекательной викторины. Сурен и рассказывает, и показывает одновременно, а еще успевает задавать вопросы. Окруженный плошками, кувшинами и опарницами, он предлагает участникам угадать, для чего нужно изделие.
Среди подростков находятся те, кто и сам занимается керамикой, поэтому такие вопросы не составляют для них труда. Семен – студент Тульского областного колледжа культуры и искусства – например, избрал путь профессионального гончара.
- Тебе не кажется, что авторская керамика – пережиток прошлого?
- Одно дело – лепить обычную посуду, другое – сделать ее декоративной. Это изюминка, это-то золото.
В процессе викторины Сурен раскрывает секреты о тонкостях изготовления сосудов из глины. Увлекательным оказывается рассказ о чернолощеной керамике, из которой сделаны принесенные им сосуды:
«Чернолощеная керамика – самая древняя, она была до глазури, и найти ее можно было почти во всех регионах. Сейчас кажется, будто изделия из чернолощеной керамики пришли к нам откуда-то с Востока, но на самом деле найти ее можно и в Туле, и в Москве. Просто на Кавказе и на западной Украине сохранилась эта традиция, а у нас глазурованная керамика ее вытеснила. Но сейчас интерес к чернолощеной керамике возрос: очень многие мастера занимаются именно ею.
На самом деле это такая же красная глина, отличие лишь в том, что после сушки она предварительно лощится каким-то гладким предметом. Раньше, например, для этого использовали разные камешки, а сейчас ложки – это удобнее всего. И получается вот такая глянцевая поверхность. Матовая поверхность – это естественное состояние глины, а глянцевая – это как раз особенность лощеной. И обжиг специфический – называется восстановительный».
Но мастер-класс не ограничивается викториной, и участникам предлагается самостоятельно поработать с материалом: оказывается, создавать что-то из глины можно и без гончарного круга!
Среди подростков находится доброволец – он смело выходит вперед и принимается за «грязную работу». Под наблюдением Сурена в руках ученика глина превращается в небольшую плошку – сосуд, из которого после обжига получится отличная миска.
Выхватив из толпы восторженной публики нашего добровольца, мы спешим задать ему главный вопрос:
- Тебе понравился мастер-класс?
- Да, даже очень. Мне вот удалось слепить изделие из глины!
В завершении встречи Сурен предлагает задать вопросы о гончарном промысле. Студентов Тульского колледжа культуры и искусства интересует прежде всего вопросы техники и истории:
- А изнутри глазуровали изделия?
- Да, в основном изнутри и глазуровали. Если посмотреть на старые изделия – особенно на крынки (прим. глиняный горшок, похожий на кувшин) – у них глазурь будет внутри и немного по горлышку. А сама крынка снаружи будет неглазурованная. Это делалось для экономии, потому что глазурь намного дороже глины и ее использовали только там, где она была остро необходима.
А вот взрослые задают вопросы о профессиональном пути:
- А почему вы выбрали именно гончарное дело?
- Я вообще разными вещами занимался. Сложилось так, что я понял: бизнес – это не мое, хотелось делать что-то своими руками. Гончарному мастерству я обучился уже в довольно зрелом возрасте.
- Вам нравится больше самому изготавливать что-то или обучать других?
- Честно говоря, больше нравится самому. Я занимаюсь мастер-классами для взрослых и детей, но это ближе к развлечению: люди просто пробуют, чтобы понять нравится или нет. На самом деле это такой вид деятельности, для которого преподаватель на большой срок не нужен. Я один-два раза съездил к мастеру, а дальше пробовал и пробовал самостоятельно. Поначалу получается плохо, а потом смотришь – вроде получше. А потом – вообще хорошо!
Мы также задали Сурену несколько вопросов.
- С кем Вам больше нравится работать – с детьми или со взрослыми?
- Ой, мне с детьми очень нравится, с ними почему-то веселее.
- Взрослые относятся слишком серьезно?
- Это чистая психология, мне кажется. Занимаюсь я вот с детьми, и после каждого занятия у меня появляется какая-нибудь веселая история. Например, работаешь целый день, под конец дня устаешь – когда учишь, почему-то больше устаешь, чем когда сам работаешь. И вот я занимаюсь, приходит такая очаровательная девочка, прям дюймовочка, я ее спрашиваю: «А что ты хочешь сделать? Может, горшочек, плошечку?». А она говорит: «Мне нужна плошка для кота». Я говорю: «Ну, давай сделаем для кота». И вот мы сделали, все хорошо получилось. Я ее спрашиваю: «Тебе понравилось? Подойдет такая для кота?» И она таким тихим нежным голосом отвечает: «Да, мне очень понравилось, все подойдет, но только у меня три кота…». В общем, я быстро делаю с ней еще две плошки, она уходит, а забавное воспоминание остается. Таких забавных моментов куча, взрослые относятся очень серьезно – дети же более открытые, более естественные.
В конце творческой встречи гости еще долго не уходят: беседуют с Суреном и благодарят за интересный мастер-класс. Бонусом к викторине Сурен каждому вручил небольшой сувенир – сделанные собственные руками мини-крынки. Вот так всегда и оказывается – идешь на простую викторину, а в итоге получаешь и увлекательный рассказ мастера своего дела, и подарок!
#gallery
*Мастер-класс состоялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Материал был подготовлен студентами факультета журналистики ТулГУ Ангелиной Трушкиной и Дарьей Филимоновой в рамках проекта «Тулакультурапрессбезафиш».