8 июля в Ясной Поляне состоялось открытие шестого международного театрального фестиваля «Толстой». Фестиваль стартовал грандиозно: актеры театра им. Вахтангова представили пятичасовой спектакль по роману-эпопее Толстого «Война и мир».
Сергей Маковецкий на фестивале «Толстой»: «Мы готовы играть и 10 часов, было бы что!»
Спектакль «Война и мир»—действительно жемчужина в репертуаре Вахтанговского театра. Впервые эта масштабная постановка была поставлена под открытым небом в Ясной Поляне, в месте, где Толстой создал «Войну и мир».
Спектакль уже успел полюбиться столичным зрителям, и даже те, кто уже видел его в Москве, приехали в Ясную Поляну, чтобы стать свидетелями этого уникального события.
Лев Николаевич писал роман-эпопею 6 лет, а вахтанговцы воплотили его в жизнь за пять часов. Воплощение величайшего романа Толстого на сцене кажется трудной задачей, но актеры театра Вахтангова мастерски справились с ней. Пять часов спектакля с двумя антрактами пролетели незаметно.
Постановка отличается поразительной лёгкостью восприятия. Зрители то замирают, то смеются вместе с героями на сцене.
В Ясную Поляну театр Вахтангова привез два состава актеров, так как показывать «Войну и мир» будут дважды. В постановке задействована большая часть труппы театра. На сцену фестиваля «Толстой» вышли мэтры театра Вахтангова: Людмила Максакова, Евгений Князев и Сергей Маковецкий. А Наташу Ростову сыграла студентка третьего курса Щукинского училища Ксения Трейстер.
Особенностью спектакля является аскетичность декораций. Единственное, что остаётся на сцене — серая бетонная стена, «каменная громада», которая является не только фоном постановки, но и действующим лицом. На сцене нет лишних предметов, отвлекающих внимание зрителя. Весь спектакль выдержан в серых тонах.
На удивление, пятичасовая постановка проходит без масштабных батальных сцен и многолюдных балов. Глухая бетонная стена отгородила героя от толпы и вывела его на передний план, обнажив чувства и душу. Задача зрителя заключалась в том, чтобы уловить те движения мысли героев, которые Чернышевский справедливо назвал «диалектикой души».
Финал спектакля в талантливой интерпретации театра Вахтангова остаётся открытым: события, произошедшие в эпилоге романа-эпопеи Толстого, не были показаны на сцене.
Вишенкой на торте стало появление самого Льва Николаевича, который проходит мимо выстроившихся на поклоны актеров и оглядывает их своим строгим взглядом.
Так актеры театра Вахтангова закрыли свой юбилейный 100-й сезон в Ясной Поляне. Кажется, лучшего подарка к открытию театрального фестиваля «Толстой» нельзя и представить.
Текст Дарьи Разореновой.
Фото Дмитрия Дзюбина.