- Дядько! А, дядько? – Рослый отрок, косая сажень в плечах, - протянул веревку своему старшему напарнику.
- Чего тебе Данила?
- А правду говорят, что все заморские чудны?
- Этож кто тебе такие сказки рассказывает? Опять наслушался всяких побасенок. – Иван невысокий и кряжистый мужик, утер пот со лба и поправил веревку на поясе.
- А Варвара, из Палат которая, рассказывала, что понаехали разные из-за моря. Говорят, будто собаки лают. Одеты не по-нашему. И хотят все задарма скупить. Это ей толмач приказчик потом рассказывал.
- Да уж грамотеи. И чему вас дьякон только учит? Небось только псалмы петь и девок на завалинке щупать? – Иван сел на лежащий на земле мешок с крупой, - ну да ладно. Слухай сюды.
- Земля наша большая, до краев не дойти. Солнце встает оттуда, и доходит вот туда, - мужчина повел рукой по небу с права на лево. Сие есть стороны света Восток и Запад. Отседова следует, что с лица моего Север великий, а позади юг. Я понятно излагаю?
- Да знаю дядько. Это есть стороны света.
- Ну так вот. Там, где западная земля, есть море великое и живут там разные немцы и хрянцузы. А где земля южная, там степи большие и живут всякие киргисы и половцы.
На западе всё людишки на нас очень схожие, бледны лицом, но другие. Одеваются не по-нашему, говорят и правду сказал, будто собаки лают. А с юга все маленькие, кожа жёлтая и глаза узкие. И говорят, как, тоже не понять с ходу.
А мы значит, люди русские, по середке попали между ними. Нам и с этими приходится торговать и разговоры говорить и с теми. Каждый норовит свое получить.
- А правда, что война была? - Молодой вопросительно взглянул на собеседника.
- Да много раз. То немец лезет куда его не звали. Приплыли из-за моря и давай наши земли жечь, девок сильничать и хлеба наши рушить. Собрались наши дружины, дали им по сусалам. Не лезут пока. Так другие из-под тишка полезли, басурмане. На лошадях тьма невидимая. Опять хлеба наши жгут, народ в полон угоняют. Да князья наши переругались промеж собой. А басурман тут как тут.
- А почему мы на них не нападаем. Раз - напасть, два -всех пожечь. И все - никого не будет, и никто мешать нам не станет.
- Вот то-то и оно. Сопляк ты еще Данилка. Хоть и вымахал детинушка поболее меня, а усы еще не отросли. А ты у своей матери спроси, отпустит она тебя на войну? Или у тех, у кого отцы там сгинут, у ихних детишек спроси и женушек. Какого им без отцом-кормильцев дальше жить? Да и не по-русски это. Задумался? Вот то-то и оно.
- Не, ну как так –то?
- А вот так. Воевать дело трудное, хитрое и не зазорное. Но нам оно зачем? У нас все и так есть. Просторы вон какие, поля огромные. В реках рыбы не счесть, в лесу зверья всякого бьем. Хотя и у басурман можно всякие замысловатые товары покупать. Фрукты разные: пельсины, нанасы, фиги различные. Приправы, шелка всякие… А у хрянцузиков и немчуры кунштюки бывают хитрые, ружья хорошие. Да и пороху англицкого прикупить не помешает.
- Дак, толи дело торговать. Мы им что надо. Они нам. А воевать то зачем тогда?
- Дак, ты и спросил. Глаза завидущие. Руки загребущие. Близок локоток, да не укусить. Вот и взбредет кое-кому в голову дурная мыслишка, напасть на Русь матушку, да и оттяпать кусочек.
- А мы им по щам надаем.
- Так и делаем. Особливо если свои головы не дурные и не пустые… А если нет, тогда бяда.
-Хотя на Руси всегда находились светлые головы в трудный час, что встают на защиту своей земли и ведут весь народ.
- Да уж. И угораздило нас с такими соседями.
- А что? И там есть люди как люди. Вон у приказчика служка Еська. Он же из этих самых басурман которые киргисы. Ничего себе парень по-нашему чешет так, что дай бог. Да и в Палатах сидит фон барон из-за моря. Умный человек из Курляндии, Федором кличут. Теодор по-ихнему. Наши князья с ним часто советуются, говорят даже из Москвы града к нему приезжали. Очень даже уважаемый в наших краях человек.
Много у нас людишек разных, а все равно наши, русские. Кто к нам с понятием, так мы к нему со всей душой. И накормим, и напоим, и обогреем. Ну и торговать по-честному с нами. Мы таких особо уважим.
- А кто с мечом и с хитростью к нам пойдет?
- Ха-ха-ха, так мы тот меч отберем. Отрубим кое-кому его хитрый хвост. И надерем ему уши, с заветом забыть сюда дорогу навсегда.
- И, как говорил мой дед Ероха. светлая ему память, - не замай…
Кузнецов Николай aka kraft-cola 15.02.21