«Дома накопилось много мелочи, встречаются и поврежденные монеты. В магазинах любую мелочь берут неохотно. Могу ли я обменять монеты, в том числе деформированные?» - спрашивает туляк Николай Старыгин.
- Мелкая монета является полноправным платежным средством на всей территории России. Поэтому в ответ на нежелание сотрудников торговых точек принимать мелкие деньги, вы можете настоять на своем праве расплатиться монетами. Однако, чтобы пересчет монет не отнимал у кассиров много времени, не копите мелочь, используйте ее регулярно для оплаты.
Если же обстоятельства сложились так, что вы стали обладателем значительного количества монет, то их можно обменять на купюры в кредитных организациях. Правда, за эту кассовую операцию банки могут устанавливать комиссию. Размер комиссии законодательно не регулируется, и его следует уточнять в каждом конкретном банке. Обычно комиссия зависит от суммы операции, при этом банк может указывать минимальную сумму комиссии (например, 1%, минимум 50 руб.). Если вы хотите поменять небольшую сумму, то операция будет не выгодна. При обмене клиента могут попросить заполнить заявление и пересчитать количество монет каждого номинала.
Что касается поврежденных монет, то их обязаны обменивать или принимать для направления на экспертизу в Банк России все отечественные кредитные организации. Но это не значит, что вы сможете обменять монету с любыми повреждениями. Подлежит обмену по номиналу монета Банка России, сохранившая не менее 75% от своей первоначальной массы, не содержащая признаков подделки, имеющая повреждения первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), имеющая следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет). Повреждения не должны препятствовать однозначной идентификации номинала и принадлежности к монете Банка России. Обмен такой монеты должен производиться бесплатно и без ограничения суммы.
Отказ сотрудников банка принять от клиента монеты неправомерен и может рассматриваться как нарушение федерального законодательства. В подобных случаях клиенты вправе обращаться с жалобами в Банк России. Обращение в Банк России можно оформить в электронном виде на сайте банка или отправить на почтовый адрес.