Весна вступила в свои права, «за бортом» резко потеплело, а снег стремительно растаял. Солнце светит ярко большую часть дня, «погода шепчет» и – любители электросамокатов «оседлали» своих «двухколёсных коней» и ринулись на улицы Тулы. И здесь сразу вспоминается афоризм Николая Фоменко: «Если хочешь, чтобы тебя ненавидели и пешеходы, и автомобилисты – купи себе электросамокат».
Как здесь сочетать права пешеходов, водителей и «самокатчиков»? И чем же является этот «вид транспорта» - абсолютно не скрытой угрозой или новой стадией технического прогресса в сфере «перемещения в пространстве»?
Самокат с электродвигателем, изначально казавшийся не более чем интересным девайсом или детской игрушкой, достаточно быстро превратился в полноценное средство передвижения и источник опасности.
Причём этот транспорт приносит неприятности как пешеходам, так и его «водителям». В первый день апреля в Туле произошло и первое в этом году ЧП с участием электросамоката. На главной улице Зареченского округа – Октябрьской – в 12:50 42-летний мужчина на электросамокате во время движения по тротуару сбил 34-летнюю женщину. Она получила телесные повреждения. Ей была оказана медицинская помощь, госпитализация не потребовалась.
Согласитесь, когда транспорт, классифицируемый непонятно какими регламентами, как «средство индивидуальной мобильности» (СИМ), способное развить скорость до 80 км/ч, мчится на вас, ничего не подозревающего, по тротуару, становиться весьма неприятно.
За весну и лето прошлого года были зафиксированные многочисленные аварии и конфликты, связанные с электросамокатами. Некоторые из них, к сожалению, стали причинами смертей.
Тротуар — территория пешеходов, и здесь люди не обязаны ходить с пристёгнутыми к плечам зеркалами заднего вида. И это уже не говоря о детях, которые могут пробегать в самых неожиданных местах.
Проведённый одним из тульских ТГ-каналов опрос показал, что большинство горожан за полный запрет электросамокатов.
Согласно ПДД, транспортные средства должны соблюдать существенные ограничения при движении в «жилых зонах», к коим относятся тротуары и дворы. Представьте — идёте вы спокойно по тротуару, а сзади несётся на полной скорости тяжёлый мотоцикл. Или автомобиль. Согласитесь, недопустимо или, по меньшей мере, странно… А ведь, если откинуть всю «обёртку» из серии «это только средство индивидуальной мобильности» или «так это же всего лишь самокат» — положение вещей именно такое…
Какой же возможен выход из этой, фактически патовой, ситуации?
Когда в конце XIX века на улицах городов появились первые автомобили и трамваи, это тоже вызвало множество проблем — лошади шарахались, люди падали на мостовые… Но тогда правил дорожного движения тогда не было вообще и единственным средством решения проблем стало их введение.
Прошло чуть более ста лет… Ситуация с электросамокатами и прочими СИМ аналогичная — под действующие ПДД они не подпадают, то есть им «закон не писан». Соответственно — надо взять на вооружение «опыт предков». Какие же правила для СИМ, исходя из «статистики ситуации», будут наиболее востребованными?
- Запретить передвижение по тротуарам — только выделенные велодорожки;
- Разрешить проезд тяжёлых электросамокатов по проезжей части, но только для совершеннолетних водителей, сдавших экзамен ПДД аналогичный категории М;
- Передвижение по дворовым территориям ограничить скоростью 5 км/ч;
- Ввести аналог государственных регистрационных знаков — выдавать электросамокатам номера и/или присваивать QR-коды;
- Ввести возрастные ограничения, по аналогии с велосипедистами, для управления электросамокатами, исходя из их категорий — вес, максимальная скорость и т.д.;
- Отдельно обозначить «профессиональных самокатчиков» — курьеров различных доставок: только совершеннолетние водители, сдавшие экзамен ПДД на категорию М;
- Ограничить скорость передвижения до 35 км/ч.
В начале 2000-х годов на дорогах России стали массово появляться скутеры. По действовавшим тогда нормам они подпадали под «мопедную категорию» — объём двигателя до 50 кубов не требовал водительского удостоверения. Фактически можно было после покупки выйти из магазина, сесть на скутер и поехать. Тогда тоже возникало множество аварийных и конфликтных ситуаций. В итоге — все проблемы решились введением категории М в водительских правах.
Так и сегодня, введение чётких правил для СИМ плюс строгий контроль за их соблюдением, являются залогом разрешения сложившейся ситуации.
Ситуация с электросамокатами получается патовая — СИМ не может передвигаться по проезжей части, но и по тротуарам нельзя ездить
Но не всё так пессимистично. «Первые ласточки» в сфере урегулирования и регламентирования передвижения на электросамокатах в Туле уже появились. Скорость движения электросамокатов ограничена на пр-те Ленина, в Белоусовском парке и в ряде частей Заречья. Теперь там можно разогнаться только до 15 км/ч.
Будем ожидать и других позитивных перемен в этой сфере.