Школьники не могут освоить правописание из-за скудного словарного запаса, а сами учителя иногда перенимают сленг учеников. Таковы результаты опроса о современном русском языке. Его провел Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова среди школьных учителей.
Своими ответами поделились более 500 педагогов-словесников из разных регионов страны, которые приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Хранители русского языка», учрежденной Министерством просвещения РФ.
Правописание, или по-научному «орфография», — самый сложный раздел для изучения в школе, по мнению 40% опрошенных учителей русского языка. 24% педагогов выбрали пунктуацию, а 23% — культуру речи и стилистику. Реже дети испытывают проблемы с постановкой ударений: орфоэпию самым трудным разделом назвали только 13% учителей.
Самая сложная тема — правописание Н и НН, утверждает большинство учителей русского языка (64%). Также дети часто ошибаются в безударных личных окончаниях глаголов, как, например, в словах «будете» и «скажете», замечают 53% учителей. Каждый второй учитель (52%) отметил, что детям тяжело освоить тему «не» с разными частями речи, и почти каждый третий (28%) наблюдает у своих учеников трудности с частицей «ни».
Распространенная причина проблем с русским языком — бедный словарный запас. Чаще всего ребёнок не может правильно написать слово, потому что не встречал его раньше или не запомнил, говорят 39% опрошенных педагогов. Другая сложность в изучении русского — отсутствие мотивации. 27% учителей замечают, что дети не видят ценности в знании правил и тонкостей родной речи, думая, что их и так поймут. Еще 18% респондентов уверены, что на учеников влияет конфликт между официальными нормами и речью, которую дети слышат дома и в окружении.
Интересно, что бедный словарный запас характеризует речь не только школьников, но и взрослых. Обеднение лексикона кажется ключевой проблемой в современном русском языке для 44% опрошенных педагогов. Языковое упрощение, которое многие филологи называют естественным процессом, беспокоит только 15% учителей. Использование заимствований без необходимости, как, например, в словах «экспириенс», «воркаут» и «митап», выбрали 14% опрошенных. Ещё 12% учителей считают, что наиболее остро сегодня стоит проблема нормализации нецензурной лексики, а 10% волнует проникновение жаргона в медиа и разговорную речь.
Отвечая на вопрос «Как на язык влияет речевая культура в интернете?», 38% учителей отметили, что общение в соцсетях и развлекательный онлайн-контент отрицательно влияют на речь современных школьников. Однако более половины педагогов — 52% — не исключают, что интернет-коммуникация может оказывать и положительное влияние.
Абсолютное большинство учителей (82%) верит, что для популяризации чистоты и красоты русской речи грамотно заговорить должны лидеры мнений и блогеры, которых слушают дети. При этом сами учителя в блогеры не стремятся: вести собственные тематические каналы предложили 15% опрошенных учителей, и только 1 из 20 учителей уже ведёт образовательный блог для учеников.
Большинство учителей-русистов преданы своему делу: помимо грамотной речи и письма, что отметили у себя 76% опрошенных, 62% занимаются дополнительным образованием. Более 50% изучают профессиональную литературу о русском языке, а также проходят диктанты и тесты.
Каждый четвёртый учитель поправляет всех своих знакомых, если они допускают ошибку. К детям педагоги подходят ещё строже: большинство (74%) делает замечания ученикам даже во внеурочное время — общаясь с ними на перемене или в мессенджерах, однако это не отталкивает детей. 60% учителей считают, что школьники любят русский язык, и всего 8% предполагают, что их предмет не нравится ученикам.
Тянутся к детям и сами учителя, иногда перенимая у них сленговые выражения. В частности, они указали, что узнали от детей слова «вайб», «дедлайн», «краш», «кринж», «респект» и «спойлер». Среди глаголов выделили «загуглить», «спамить», «чилить», «хайпить», а также переняли популярные эпитеты «душный», «токсичный» [о человеке], «рандомный» и «лайтовый». Некоторые учителя стали использовать мемы «Жаль, конечно, этого добряка», «Л — логика», а один педагог даже процитировал своих учеников: «Должны, но не обязаны».
Некоторые учителя отметили, что считают недопустимым использование сленга педагогом. Другие рассказали, что не используют его в своей речи, но всегда спрашивают значение, чтобы лучше понимать детей и говорить с ними на одном языке.
В итоговом вопросе о советах для сохранения красоты русского языка учителя рекомендовали слушать аудиокниги и читать классику — Пушкина, Толстого, Достоевского и Чехова. Также они назвали ограничения: не сокращать слова и не использовать заимствования; не опускаться до жаргона, не разрешать себе небрежно обращаться с языком, даже в угоду пониманию и снисхождению.
Кроме того, педагоги-словесники посоветовали всем русскоговорящим людям изменить своё отношение на более чуткое и осознанное: вести живые беседы, а не виртуальные; говорить добрые слова; относиться к русскому языку, как к ребёнку младенческого возраста — трепетно, нежно и заботливо. И в заключение отметили: «Относитесь бережно к родной речи — русский язык сохранят носители, а не словари».
Опрос прокомментировал Владимир Пахомов, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, научный руководитель портала «Грамота.ру», председатель Филологического совета Тотального диктанта:
— Некоторые результаты опроса меня порадовали, некоторые — огорчили, некоторые показались вполне естественными и закономерными. Порадовало то, что учителя все-таки проявляют интерес к тому, что говорят дети, интересуются словами молодежного жаргона. Ведь русский язык — это не только литературный язык, молодежный сленг тоже совершенно нормальная часть русского языка, а не какой-то «неправильный» русский язык, в отличие от «правильного» языка Пушкина и Толстого.
Совершенно естественно, что большинство орфографических трудностей, о которых говорили учителя, — это правила написания Н и НН, а также написание «не» с разными частями речи. Это объективно одни из самых трудных участков системы русского письма.
Ну, а расстроили меня советы учителей. Почему речь снова о русской классике, почему не посоветовать детям читать и современную российскую литературу, которая представлена многими достойными именами и которая рассказывает о нас нынешних, а не о людях, живших 200 лет назад? К тому же современные книги написаны современным русским языком, детям их гораздо легче прочитать и понять.
Опрос был проведен в декабре среди участников дистанционного этапа Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка» 2023 года. Всего в опросе приняли участие 518 педагогов русского языка из разных регионов России.
О фонде «Эмпатия»
Фонд «Эмпатия» создан в 2019 году предпринимателем Михаилом Шелковым. Фонд работает по разным направлениям: каждый месяц финансово поддерживает более 1100 педагогов в Свердловской области, организует бесплатные образовательные курсы и проводит педагогический конкурс в Тульской области.
В 2023 году фонд впервые поддерживает Всероссийскую профессиональную олимпиаду для учителей «Хранители русского языка», которая проводится по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации. В дистанционном этапе олимпиады приняли участие более 11,8 тыс. педагогов из 89 субъектов Российской Федерации и 11 заграншкол МИД России. Организатором мероприятия выступает Академия Минпросвещения России. По итогам олимпиады 30 учителей — победитель, призеры и следующие за ними в турнирной таблице педагоги — будут получать выплаты от «Эмпатии» в размере 50 тысяч рублей ежемесячно в течение целого года.
Целью профессиональной олимпиады в Год педагога и наставника стало повышение статуса учителя, а для педагогов — самосовершенствование и повышение уровня знаний.