Мобильные операторы помогут банкам оценить потенциальных клиентов
Операторы будут анализировать потребительские привычки заёмщиков – своих абонентов, выставлять им оценки и продавать эту информацию банкам.
18:37, 27 мая 2015 39
Российские операторы мобильной связи нашли способ извлечь прибыль из собранных ими баз данных о своих абонентах. С помощью анализа больших данных (big data) операторы будут оценивать потенциальных заёмщиков и продавать эту информацию банкам, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в банковском рынке.
Как это работает?
Покупая сим-карту у того или иного оператора мобильной связи, человек практически автоматически даёт согласие на использование его персональных данных. С течением времени и незаметно для абонента у оператора набирается крупная база данных о его потребительском поведении: какие сайты он просматривает с помощью мобильного интернета, откуда и куда звонит, в каких магазинах предпочитает делать покупки и тому подобное. Накопление огромных массивов данных практически во всех сферах жизни волей-неволей привлекло внимание различных исследователей, которые разработали многочисленные методы обработки и анализа информации. В том числе и больших данных (big data).
С помощью того или иного метода обработки казалось бы бесполезной и несвязной персональной информации предприимчивые коммерсанты могут составить определённый портрет человека: отнести его к какой-либо социальной или возрастной категории, группе по интересам и так далее.
Данные анализа несвязных на первый взгляд данных о пользователе предприимчивые коммерсанты успешно используют в своей работе.
К примеру, данные о простых запросах в интернет-поисковиках обрабатываются и анализируются по определённой модели, а на основании полученных данных в браузере появляется адресная реклама.
Различные методы анализа большого массива данных в настоящее время активно используются во многих сферах:
И что теперь?
По данным «Коммерсанта», российские сотовые операторы решили использовать технологии анализа больших данных, чтобы помочь банкирам оценивать потенциальных заёмщиков.
Используя данные о потребительском поведении своих абонентов, мобильные операторы будут оценивать их как потенциальных заёмщиков.
При оценке кредитоспособности абонентов будут учитываться данные об их отношениях с оператором – например, показатели частоты смены номера, количества вхождений в блокировку и регулярности пополнения баланса. Кроме того, предполагается, что компании смогут использовать и более детальную информацию о клиентах — например, где они совершают покупки, ездят ли за рубеж, пользуются ли автомобилем или перемещаются только на общественном транспорте. Также рассматривается возможность анализа платёжеспособности ближайшего окружения абонентов, которое будет определяться по номерам, наиболее часто находящимся поблизости.
По итогам анализа сотовые операторы будут выставлять абонентам – потенциальным заёмщикам своеобразные оценки (скоринг) и продавать эту информацию банкам.
Согласно данным издания, сейчас соответствующий проект реализуется компанией «Вымпелком», которая помогает примерно 20 кредитным учреждениям проводить скоринг клиентов на основании имеющихся у неё данных об их потребительском поведении. В свою очередь МТС готовится запустить готовое техническое решение для оценки рисков заёмщиков до конца 2015 года. «Мегафон» также экспериментировал с этим направлением, однако в итоге решил использовать big data для развития основного бизнеса.
Юристы отмечают, что схема, при которой операторы продают банкам обезличенный скоринговый балл потенциального заёмщика, имеет право на существование.
Дело в том, что клиенты сами дают согласие на обработку их персональных данных. Одновременно с этим защитники прав потребителей предупреждают, что абонентам может не понравиться, что данные о том, как они пользуются услугами мобильной связи, могут повлиять на решение банка о выдаче им кредита. Так, глава Международной конфедерации обществ потребителя Дмитрий Янин отметил:
Дмитрий Янин
Операторы должны сделать публичной методику расчёта такой оценки и конкретные параметры, на основании которых она формируется, чтобы заёмщик не лишался права на кредит только потому, что не тратит деньги в дорогих ресторанах или оказался в обществе финансово недисциплинированных коллег.
Сами же банкиры отмечают, что им «интересна любая дополнительная информация о потенциальном заёмщике, если стоимость такой услуги экономически обоснованна». Операторы своих расценок пока не называют.
10:15, 18 ноября 2024 21
14:01, 19 ноября 2024 119
09:12, 15 ноября 2024 140
14:45, 18 ноября 2024 18
12:45, 20 ноября 2024 148
11:15, 21 ноября 2024 14
13:13, 17 ноября 2024 8
17:54, 20 ноября 2024 28
07:25, 18 ноября 2024 123
18:25, 18 ноября 2024 160
09:13, 19 ноября 2024 94
16:16, 17 ноября 2024 58
09:33, 15 ноября 2024 100
13:15, 15 ноября 2024 11
19:59, 16 ноября 2024 19