Немного истории
Сегодня купить автозапчасти не проблема. Исключение составляют разве что комплектующие для совсем уж экзотических машин. Но и их можно заказать через интернет. И вуаля – деталь уже ждет на почте, а то и вовсе доставлена прямо к порогу вашей квартиры.
А ведь совсем недавно было по-другому. Поколение 80-х и 90-х хорошо помнит тогдашний тотальный дефицит всего. И автозапчасти не были исключением. Их не просто покупали, а «доставали» через знакомых или знакомых своих знакомых.
И многим водителям тогда приходилось, как сейчас говорят, «креативить».
Использовать в качестве «тюнинга» пробки от шампанского, заливать в фары тормозуху, клеить своими руками дешевую китайскую тонировку... Она, кстати, нередко держалась лишь до первого дождя, а потом шла пузырями.
Купить же «простому смертному» новый автомобиль было вообще не под силу, даже если под матрасом уже лежала требуемая сумма. Приходилось или «донашивать» старый, или выкручиваться по-другому.
Мастерили из подручных средств
Во дворе жителя Чернского района Олега Смирнова стоит автомобиль, 19 лет назад сошедший не с конвейера отечественного или заграничного автопрома, а изготовленный своими руками! Машина на ходу и готова хоть сейчас отправиться в путь!
Олег Смирнов
У меня тогда был «Запорожец», которому исполнилось 11 лет. Хорошая машина, но очень много ремонтов перенесла. Встал вопрос: «Запорожец» свое уже отъездил, нужна новая машина. Подумали-подумали с другом и решили, что собрать два самодельных автомобиля будет проще, чем «достать» готовые.
Вдохновение искали в популярных тогда журналах из серии «Сделай сам». Одно из условий – машина должна быть похожа на американский «Форд», с хорошей проходимостью и просторным салоном. Наконец в «Моделисте-конструкторе» приглянулся проект двух питерцев, которые смастерили вездеход.
– По знакомству достали профлист 100х80 и толщиной 2,5 мм, – продолжает Олег Смирнов. – Чертежи делали не все сразу, а по ходу процесса: ходовая, крепление рессор, каркас, потом общий вид.
В ход шло все, что можно было хоть как-то использовать. Например, древний движок от разбитой «Волги» стал «сердцем» нового авто.
– Выкупил его за копейки, – с улыбкой вспоминает Олег Федорович. – Принес домой, расточил коленвал, вставил новые гильзы, полностью перебрал, и он после этого еще 100 тысяч пробегал!
В столице «Москвич», а в Тросне «Тросна»
Корпус варили «на глазок». Оборудование, понятное дело, не промышленное – домашний токарный станок, молоток да сварочный аппарат. Места, где шел волнами, перед покраской ровняли обычной строительной шпаклевкой.
Бампер делали по картонной выкройке. Крышу – из четырех выделенных супругой простыней (они, кстати, тогда тоже были в дефиците!). Простынки поместили на каркас из пенопласта и пропитали эпоксидной смолой.
Радиаторная решетка подошла от древнего грузовика ГАЗ-51 – ее немного обрезали и разместили горизонтально.
– Поворотники – от «Жигулей», фары уже и не помню от кого, – перечисляет умелец. – Две печки – одна от ВАЗа, вторая от «Москвича».
Топливный фильтр от трактора – особая гордость мастера. Как пояснил Олег Федорович, у чуда советского производства есть мелкая сеточка, благодаря которой в карбюратор не попадает грязь и не засоряется штатный фильтр. Экономно и практично!
Капот получился большой, и в нем осталось свободное место. Поэтому домкрат не в багажнике валяется, а лежит в специальном креплении рядом с мотором. С электропроводкой проблем не возникло – Олег Смирнов увлекался радиоэлектроникой, поэтому для него все было не сложнее, чем починить утюг.
И вот спустя четыре года «мук рождения» на свет появилась машина. Название пришло само.
Антонина Смирнова
Мы тогда в Щекинском районе жили, в селе Тросна. Ну он и сказал: «В Москве «Москвич», а в Тросне «Тросна». Когда регистрировали, так в техпаспорте и записали!
Техпаспорт автомобиля. Чтобы было понятно, как выглядит рукотворное чудо, в документ вклеили фотографию «Тросны».
Казалось бы, заднее колесо от джипа. На деле же обычное, советское, а в качестве «заглушки»… крышка от водонагревателя!
Закрывается автомобиль обычной дверной защелкой, которую мы привыкли видеть на окнах и балконных дверях.
Кондиционером служит обычный старенький вентилятор. Как говорится, «дешево и сердито»!
Очень кстати пришелся тракторный фильтр. И, по словам Олега Смирнова, он отлично справляется со своей работой.
Приборная панель от обычного «Запорожца», а тумблеры и световые индикаторы от трактора.
Стоп-сигналы от «Москвича». На пластике красуется некогда гордо звучавшая раритетная надпись «Сделано в СССР».
Машина на пенсии
Машина получилась отличная! Люди сразу понимали, что перед ними нечто особенное, и засыпали владельца вопросами.
А гаишники даже пользовались служебным положением и специально останавливали авто, чтобы рассмотреть поближе!
– Мы в то время в Астрахань несколькими семьями отдыхать ездили, – вспоминает Олег Смирнов. – Сразу машин 5-6. И куда нас только не ставили – и в середину «кортежа», и в конец – все без толку. Раз по десять, бывало, останавливали, пока доедем.
Особенно запомнился случай в Волгоградской области, когда «Тросну» остановил молодой гаишник. Ходил вокруг, смотрел-смотрел, а потом возмутился, что двери закрываются на балконную защелку.
После той поездки Олегу Федоровичу пришлось улучшить конструкцию ручки.
«Тросна» цела и сейчас, 20 лет спустя. Машина на ходу, но Смирновы на ней уже не ездят – купили новую «Ниву». А эту «бабушку» сняли с учета и отправили на заслуженную пенсию. Однако окончательно с ней расставаться Олег Федорович не намерен. Планирует сделать из нее пикап и использовать в качестве трактора – перевезти стройматериалы или для других подсобных работ.
Машина-то сделана с любовью и поэтому точно прослужит долго!
Фото автора