Первое место и премию в 700 тысяч рублей получила авторская группа архитекторов под руководством Эдуарда Ерзовского. Именно их концепция ляжет в основу будущей набережной.
Напомним, что на конкурс представили свои работы десять творческих коллективов. В результате голосования туляков, а затем и работы жюри, три проекта признали самыми удачными. Итак, диплом за второе место и премия в 300 тысяч рублей вручены творческой группе Юрия Шокорева. На третьем месте – проект коллектива архитекторов под руководством Александра Кузина. Коллектив получил диплом и премию в размере 200 тысяч рублей. Ну а абсолютными победителями конкурса, получившими самую высокую оценку жюри, любовь и доверие горожан, стал проект набережной от группы архитекторов под руководством Эдуарда Ерзовского.
Автор и вдохновитель проекта-победителя
Эдуард Ерзовский.
- Конкурс такого масштаба организован впервые, - сказал мэр Тулы Александр Прокопук. – Приятно отметить, что проведен он на высоком профессиональном уровне. Радует, что в едином порыве объединились творческое сообщество и туляки. Упа – сердце нашего города. Реализация проекта по благоустройству набережной – это первый серьезный шаг, который позволит вдохнуть в набережную новую жизнь.
- Идеи и концепции победителей лягут в основу рабочего проекта благоустройства набережной, - отмечает глава администрации города Тулы Евгений Авилов. – Та рабочая группа, которая была создана, продолжит свою работу. Следующий этап - это разработка технического задания и рабочего проекта.
В проекте предусмотрены сходы к воде на всем
протяжении набережной.
Авторский коллектив Эдуарда Ерзовского представил интереснейшее подробное описание проекта, с увлекательным экскурсом в историю. Читаем в проекте:
- Центр любого города - это река. Так было и в Туле. Набережная с чугунными решетками опоясала берега Упы в начале XIX века и стала излюбленным местом отдыха горожан. В 1837 году к приезду наследника престола Александра Николаевича городские власти разбили бульвар от стен Успенского девичьего монастыря мимо восточной кремлевской стены до Упы. Здесь, у башни Ивановских ворот, построили большой павильон. Из него будущий император «любовался фейерверком, огни которого отражались спокойными водами близ самого павильона протекающими». Со временем зеленый бульвар взял в кольцо весь кремль, став первым городским сквером. Рядом с набережной устроили купальни, но многие туляки предпочитали чинному купанию иные забавы. В Туле всегда любили бросаться головой вниз в реку со свай, с моста или шлюзов, это 5–6 сажен высоты, но река была глубокой, и ныряльщики не рисковали сломать себе шею. Живая Упа с 10-метровой вышкой для прыжков в воду радовала горожан еще в послевоенные годы XX века, но потом обмелела... Лишилась Тула и набережной. Ей пожертвовали для прокладки железнодорожных путей к машиностроительному заводу.
В XIX веке набережная Упы была излюбленным
местом отдыха туляков.
Для местных нужд Упа широко использовалась вплоть до середины XX века. Известно, что по решению Тульского облисполкома Упа вновь стала судоходной рекой для внутриобластных перевозок. В навигацию 1947 года по ней курсировало три баржи и несколько катеров. Место, где Упа разливалась перед верхней плотиной Оружейного завода, называлось «пруд реки Упы» и было излюбленным местом отдыха туляков, как и набережная перед Казанским собором…
Сейчас набережная Упы представляет собой плачевное зрелище. Единственным ее украшением служит новый Музей оружия и Ротонда, построенные в 2012 году.
Проект творческой группы под руководством Эдуарда Ерзовского, который ляжет в основу новой тульской набережной, включает в себя множество интересных моментов. На свободной территории на юго-восточном берегу от ул. Советской до ул. Тимирязева запроектирован водный центр, включающий в себя лодочную станцию (конечный пункт водного такси), комплекс из открытых и крытых бассейнов (в том числе с местами для зрителей), городской пляж. Отдельное место в проекте занимает решение по организации водного такси. Предполагается, что катера будут следовать по расписанию от Павшинского моста до Восточного обвода. Преимуществом водного такси является независимость от автомобильных пробок. Кроме того, это позволит оживить водную артерию города.
Согласно проекту, вдоль юго-восточного берега Упы со стороны Пролетарского района появится парк с развлекательными и игровыми площадками, аттракционами и летними открытыми концертными площадками. Свободные от застройки территории будут отданы под скверы и площадки для отдыха.
В планах - освобождение территорий вдоль обводного канала со стороны кремля от производственных и складских построек, принадлежащих ТОЗу. На этом месте будет создан бульвар - от сквера им. Мосина до ул. Никитской, а так же транспортная магистраль, соединяющая Советскую и Пролетарскую улицы.
В проекте особое внимание уделено строительству четырех мостов, соединяющих улицы Фрунзе и Курковую, Лейтейзена и Заварную, Тимирязева и Кирова, Кауля и Калинина. Будет построено множество транспортных магистралей вдоль берегов реки, развязок, съездов с вновь возводимых мостов, кольцевых движений в местах пересечения улиц.
На набережной Дрейера предполагается реставрировать памятники архитектуры и истории: Николо-Зарецкий храм, Вознесенский храм, особняк промышленника Григория Баташева, здания бывших самоварных фабрик Николая Баташева и братьев Шемариных. Здесь же появится прогулочная зеленая аллея с газонами, фонарями и уютными скамейками, детские площадки.
На улице Металлистов предлагается разместить художественные, книжные и сувенирные лавки, рестораны, небольшие гостиницы.
В проекте предусмотрены сходы к воде на всем протяжении набережной.
На вопрос, реально ли все это воплотить в жизнь, Эдуард Ерзовский улыбнулся:
- Все реально!
А тулякам остается ждать и надеяться, что в ближайшее время в городе появится прекрасная набережная, которой мы будем гордиться и которая станет любимым местом отдыха туляков.