Порядка 150 экспонатов из коллекции Государственного центрального музея кино вошли в экспозицию «Собиратели земель русских». В их числе костюмы, игровой реквизит, эскизы декораций, фотографии. Выставка проходит в рамках нацпроекта «Семья».
В некоторых из представленных костюмов снимались звезды отечественного кино: Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Михаил Филиппов, Ольга Антонова и другие. Несколько экспонатов имеют статус мемориальных — в них выходил на съемочную площадку народный артист СССР Николай Крючков.
Выставка посвящена трем важнейшим правителям в истории России: Ивану Грозному, Петру I и Екатерине Великой. Экспозиционный проект раскрывает этих деятелей как «собирателей русских земель», самодержцев, каждый из которых связан с образом могучей Империи.
Среди экспонатов также костюмы из фильмов «Иван Грозный» (1944–1945), «Юность Петра» (1980) и «Русский бунт» (1999), эскизы декораций и костюмов, фотографии съемочного процесса и другие предметы.
Композиция выставочного пространства разделена на три раздела. Первый посвящен Петру Первому и морской тематике. Личность царя как создателя регулярного российского военно-морского флота раскрывается через морской антураж. Представлены студенческие костюмы для фильма «Юность Петра», макет парусного корабля и рельеф с изображением Петра I.
Также можно увидеть плакаты, эскизы и фотографии рабочих моментов съемок кинокартин «Юность Петра» и «В начале славных дел» режиссера Сергея Герасимова (1980), «Петр Первый» Владимира Петрова (1937–1938), «Петр Великий» Марвина Чомски и Лоуренса Шиллера (1986).
В разделе о Екатерине II доминирующей является экранизация пушкинской «Капитанской дочки» — «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999). Здесь представлены костюмы, эскизы к ним, фотографии рабочих моментов съемок. Еще один ключевой фильм раздела — «Михайло Ломоносов», тоже снятый Прошкиным в 1986. Екатерининская эпоха в нем раскрывается через образование и Просвещение.
С морской темой связан фильм Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» (1952). В экспозиции можно увидеть эскизы к кинокартине.
Заключительный раздел выставки посвящен двум фильмам об Иване Грозном: великой дилогии Сергея Эйзенштейна (1945) и неснятому проекту Ивана Пырьева (1953). Образ царя — властвующего самодержца раскрывают многочисленные эскизы костюмов и декораций, костюмы для фильма Эйзенштейна.
В пространстве выставочных залов размещены проекторы, на которых демонстрируются кинофрагменты. Таким образом создается эффект движущегося, пластичного пространства, сходного с динамической природой кинематографа.
Увидеть выставку можно до 12 сентября. 6+.