Основанием для вынесения решения Верховного суда послужило обращение двух граждан, которые опоздали на поезд. Опоздавшие обратились в кассу, чтобы продолжить путешествие на другом поезде. Однако перевозчик им отказал, сославшись на превышение всех предусмотренных законодательством РФ сроков. Пассажиры не согласились и подали иск в суд.
Судом установлено, что в действующем законодательстве сроки возврата денег за билеты предусмотрены сразу в 2-х нормативных актах, противоречащих друг другу.
Так, Приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 26.07.2002 г. № 30 «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте», установлено, что пассажир вправе опоздать на 3 часа без уважительной причины или на трое суток, если опоздание связано с болезнью или аварией.
Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрены иные сроки возврата:12 часов и 5 суток.
Рассмотрев спор, судья постановил, что разница в сроках для тех, кто опоздал по своей вине, и тех, у кого на это была серьезная причина, обоснована. Сами же сроки необходимо определять по вышестоящему нормативному акту, то есть Уставу железнодорожного транспорта. А это 12 часов и 5 суток.
Итак, если вы опоздали на поезд, у вас есть два варианта:
- вернуть билет в кассу;
- возобновить проездной документ и продолжить путешествие на другом поезде.
С пассажира удержат комиссионные сборы - 155 рублей 50 копеек и плату за место в вагоне - примерно 40% от общей цены билета. Такую же сумму гражданину придется доплатить, если он захочет продолжить поездку.
Заместитель прокурора Ленинского района
советник юстиции
Света Байбикова