В тульских школах появились службы примирения

Конфликты учащихся, педагогов и родителей теперь разрешают специалисты-медиаторы.

14:14, 4 марта 2014   19

Уровень агрессивности детей растет. Об этом говорят психологи. Это, увы, подтверждают и поступки современных школьников: в феврале этого года 16-летняя тулячка организовала убийство родной бабушки, а 17-летняя школьница заказала избиение сверстника

Что уж говорить об обычных конфликтах, которые постоянно возникают в школьной жизни?

О создании в школах служб примирения говорила еще экс-омбудсмен по правам ребенка Лариса Томкина.

Она выступила с предложением о создании в образовательных учреждениях так называемых служб медиации, или примирения.

В этом году впервые в пяти тульских школах в каждом районе города заработали примирительные службы. Это школы №40, №17, №52, №8  и №13. Также теперь в Туле есть городская служба примирения. Она располагается на базе центра психологомедикосоциального сопровождения «Преображение».

Наталья Кашурина, главный специалист управления образования администрации Тулы:

- С сентября существует городской проект создания школьных служб примирения. Все участники службы обязательно  проходят обучение.  В каждом районе  Тулы уже прошли семинары по технологии работы школьной службы примирения.

Кто может стать медиатором

Медиаторы - это посредники, которые должны снизить уровень агрессии в школах. Ими могут стать как учителя и психологи, так и сами школьники. При этом медиатор не является «примирителем»: он не сглаживает конфликты. Он помогает найти реалистичное решение спора, которое удовлетворяло бы обе стороны конфликта.

Участник службы примирения должен обладать навыками коммуникативного общения, вызывать доверие у обеих сторон конфликта. Медиаторы будут решать споры не только между учащимися, но и между педагогами и школьниками, педагогами и родителями, родителями и их детьми, – в общем, между всеми участниками учебного процесса.

Цисана Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов:

Цисана Шамликашвили

В школах не должно быть отдельных штатных медиаторов. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть 5-6 школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д.

Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное - предупреждение конфликтов. Для этого предполагается обучение детей и взрослых конструктивному поведению в условиях стресса, напряжения, в потенциально конфликтных ситуациях. Дети сами становятся распространителями идей медиации, отметила Цисана Шамликашвили.

Тульских медиаторов учат психологи центра «Преображение», а они, в свою очередь, участвовали в семинарах, которые проводит межрегиональная общественная организация «Судебно-правовая реформа». Именно эта организация  создала систему работы с конфликтами для образовательной и социальной сферы.

Медиатор = психолог?

Чем медиатор отличается от психолога, - вопрос, который вполне может возникнуть. Ведь, по сути, психолог также работает с конфликтами в школах.

- Ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между школьным медиатором и психологом или социальным педагогом, - поясняет Цисана Шамликашвили. - У каждой из этих профессий есть свое предназначение. Школьный медиатор - это профессия, которая является дополнением ко всем тем специальностям, которые существуют в воспитательно-образовательном пространстве. Это и педагоги, и администраторы учебных заведений, и психологи, и социальные работники, и школьные инспекторы, и школьные омбудсмены. Родители также часто осваивают этот метод, получая знания о правильном взаимодействии с ребенком.

Инна Щербакова, уполномоченный по правам ребёнка в Тульской области:

Инна Щербакова

Если психолог в большей степени занимается восстановлением гармоничного состояния личности, то специалисты службы примирения раскладывают на составляющие части конфликтные ситуации и рассматривают их вместе со всеми участниками спора.  Это не только работа с обиженной стороной, но и работа с обидчиком.

Кроме того, известно, что психологи сегодня не проводят непосредственно в школах много времени.

Сергей Хаидов, тульский психолог

Насколько мне известно, сейчас в школах работает совсем немного психологов, большинство работают от психологических центров. Но на самом деле очень важно, чтобы психолог в течение всего рабочего дня присутствовал непосредственно в учебном заведении.

Пока службы медиации только начинают работать в Туле, поэтому решать конфликтные ситуации в области помогает уполномоченный по правам ребёнка.

- В каждом муниципальном образовании Тульской области  работают мои общественные помощники, - говорит Инна Щербакова. - Один из них  обязательно работает в сфере образования  и может участвовать в разрешении конфликтов. Надо заметить, такую работу нужно проводить не только в школах,  но и в детских садах. Случаи агрессии и в дошкольных учреждениях сегодня не редкость.

19 комментариев

Читайте также

Полная версия