Почему ребенок дома устраивает истерики?
Об этом рассказывает профессиональный детский и семейный психотерапевт.
19:27, 11 декабря 2016 126
Многих родителей удивляет, что их дети, спокойные и выдержанные при посторонних, дома вдруг становятся агрессивными. Чем это объяснить и что с этим делать, рассказывает детский и семейный психотерапевт Сьюзен Стиффелман.
Вот одна из историй, которую написали обеспокоенные родители:
«Моя 11-летняя дочь заводится буквально с пол-оборота. Когда я пытаюсь как можно спокойнее объяснить ей, почему она не может прямо сейчас получить то, что ей хочется, она впадает в ярость, начинает кричать, хлопает дверью, швыряет на пол вещи. При этом в школе или в гостях она ведет себя спокойно и выдержанно. Чем объяснить эти резкие перепады настроения в домашней обстановке? Как с этим быть?»
Дети ведут себя по-разному в зависимости от окружения, и большую роль в этом играют функции префронтальной коры головного мозга — она отвечает за контролирование импульсов и реакции торможения. Эта часть мозга работает очень активно, когда ребенок нервничает, беспокоится, боится наказания или ждет поощрения. Но когда ребенок приходит домой и оказывается в спокойной обстановке, механизм сдерживания эмоциональных вспышек действует уже не так хорошо, и эмоции прорываются наружу.
То есть, даже если ребенка расстроит что-то в школе или в гостях, префронтальная кора не позволит этому чувству проявиться со всей силой. Зато по возвращении домой накопившаяся за день усталость может выливаться в истерики и приступы гнева.
Когда ребенок расстроен, он либо приспосабливается, либо реагирует на ситуацию агрессией
Он или смирится с тем, что его желание не исполнится, или начнет злиться — на братьев и сестер, на родителей, даже на себя самого.
Если мы попытаемся рационально объяснить или посоветовать что-то ребенку, который уже очень расстроен, то лишь усилим это чувство. Дети в таком состоянии не воспринимают информацию логически. Они и так переполнены эмоциями, а от объяснений становится еще хуже.
Верная стратегия поведения в таких случаях — «стать капитаном корабля». Родители должны поддерживать ребенка, уверенно направляя его. Нужно дать ребенку понять, что вы любите его, не боитесь проявлений его чувств и поможете ему преодолеть все водовороты на жизненном пути.
Помогите ему найти источник эмоционального цунами и прокатиться на гребне волны.
Помогите ему осознать, что именно он чувствует: грусть, злость, разочарование… Не переживайте, если он не сумеет четко назвать причины своего гнева или сопротивления: ребенку важнее всего почувствовать, что его услышали. На этом этапе надо воздержаться от советов, наставлений, обмена информацией или высказывания своего мнения.
После того, как ребенок смог снять с себя груз переживаний, выразить эмоции и ощутить себя понятым, спросите его, хочет ли он услышать ваши мысли и идеи. Если ребенок говорит «нет», лучше отложить разговор до лучших времен. В противном случае вы просто «ввалитесь на его территорию» и получите ответную реакцию в виде сопротивления.
Помните: мы растим не детей, а взрослых. И хотя мы учим их преодолевать преграды, не все желания исполняются. Иногда просто нельзя получить то, что хочешь. Психолог Гордон Ньюфелд называет это «стеной тщетности». Дети, которым мы помогаем справиться с грустью и фрустрацией, через эти разочарования учатся преодолевать более серьезные жизненные невзгоды.
15:05, 24 апреля 2024 8
10:59, 24 апреля 2024 29
09:38, 23 апреля 2024 25
10:53, 25 апреля 2024 60
11:57, 23 апреля 2024 106
09:47, 27 апреля 2024 156
12:58, 29 апреля 2024 45
11:19, 26 апреля 2024 68
14:26, 27 апреля 2024 2
11:00, 29 апреля 2024 7
15:18, 29 апреля 2024 53
12:05, 25 апреля 2024 93
07:00, 24 апреля 2024 78
07:00, 26 апреля 2024 136
16:50, 27 апреля 2024 20