Во второй половине 20 века мир окончательно разделился на 2 лагеря: капиталистический во главе с США и социалистический во главе с СССР. Конфронтация этих лагерей была до такой степени накалена, что этот период был назван «Холодной войной», что означало допущение применения друг против друга всех мер противодействия, кроме прямых боевых действий между двумя блоками из-за опасности применения ядерного оружия.
Сформировались два военно-политических блока: НАТО и Варшавский договор. Учитывая объективное превосходство западной экономики над восточным лагерем, Москва активно искала выход из непрерывной гонки вооружений. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв считал, что палочкой-выручалочкой станет непрерывное ядерное наращивание сил и создание высокоточного оружия.
Промышленности и сельскому хозяйству необходим был приток людской массы. Нужны были новые гражданские технологии и продукция, способная конкурировать на внешнем рынке. Кроме того, расходы на армию необходимо значительно сокращать. Сокращать армию нужно было как дважды два. Но ведь чем больше солдат, тем больше генералов. Люди в погонах считали ошибочным решением сокращение армии, которое уже началось в конце 50-х годов. Мол, и артиллерия, и матушка пехота, и авиация, и военно-морской флот сыграют свою роль в будущем конфликте.
Это напоминало времена 30-х годов, когда польское и английское командование придавали большое значение коннице. Сам Семён Михайлович Будённый утверждал, что «конница ещё покажет себя на поле боя». Подтверждалась старая истина, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне.
С. М. Будённый — первый заместитель наркома обороны СССР (1940 год)
Хрущев понимал, что простое соревнование с США вооружением загонит СССР с отсталым промышленным оборудованием, низкой производительностью труда и никудышным сельским хозяйством в экономическую яму с карточной системой на продовольствие и товары первой необходимости. Противостояние в ЦК КПСС по вопросу дальнейшего развития оборонительной доктрины было серьёзным.
Как всегда помог случай. «Заклятый друг» Н. С. Хрущёва, президент США Д. Эйзенхауэр, разрешил американским самолётам-разведчикам на недосягаемой высоте для русских самолётов 20 000м проводить облёты территории СССР и делать аэрофотосъёмку.
Президент США Дуайт Эйзенхауэр
1 сентября 1960 года над Свердловском был сбит советской ракетой такой самолёт-разведчик U-2. Пилот Пауэрс катапультировался и был взят в плен. В ходе допросов он сознался в разведывательных целях полёта. Не зная о судьбе самолёта и лётчика, американская администрация пыталась представить полёт самолёта над территорией СССР случайностью, а Пауэрса — учёным, изучающим метеообстановку в приграничной зоне с СССР и случайно нарушившим государственную границу СССР.
Выждав паузу в несколько дней и дав возможность западной прессе вволю пожалеть «заблудившегося учёного», советская сторона приступила к действиям.
И пока НАСА рассказывало о пропаже мирного исследовательского самолёта, 5 мая 1960 года Хрущёв заявил, что советские зенитчики первой же ракетой сбили американский самолёт-шпион.
Арестованный шпион Френсис Пауэрс
Заявление Хрущёв сделал как бы между прочим, в конце своего выступления на сессии Верховного Совета СССР, посвящённого совсем другой теме. Затем был организован судебный процесс, на котором американский шпион Френсис Пауэрс сознался в разведывательной деятельности за штурвалом U-2. Шпион был приговорён к 10 годам тюрьмы. В 1962 году его обменяли на советского разведчика Рудольфа Ивановича Абеля (хотя и тут была своя тайна и история другого детектива)
Советский разведчик Рудольф Абель (Фишер)
Разразился международный скандал. И вот в этой ситуации Хрущёв взял верх над военным лобби в Ц. К. Было принято решение ликвидировать всё, что не может превосходить противника. Уже начавшееся сокращение Вооружённых Сил развернулось с ещё большей интенсивностью. Стали резать корабли, танки, артустановки.
Ядерная ракета решит все задачи — таково было главное мнение.
Для Вооружённых Сил наступили тяжёлые времена. Ликвидировались боевые соединения, офицерский состав увольнялся в запас без пенсий и выходного пособия. Квартирный вопрос для отставников не решался. Дело доходило до отдельных самоубийств офицеров. Одним словом — хотели как лучше, а получилось как всегда.
Мы уже не раз писали о разработках и сотрудниках ЦКБ-14. В сегодняшней статье мы расскажем о ЦКБ-14 (КБП) в 1960—2000 гг. Рассказ будет кратко-обзорным. Мы просто перечислим достижения учёных. О каждом образце из перечисленного в будущем мы будем говорить отдельно, если нам ничто не помешает.
Непростые времена настали и перед военными К. Б. Так из ЦКБ-14 было изъято всё стрелковое оружие, и вместе с конструкторами перешло в ЦКИБ СОО. ЦКБ-14 было поручено развивать высокоточное оружие. Руководство конструкторского бюро разработало Программу дальнейшего развития КБП.
В это же время ЦКБ-14, переименованное в 1965 г. в КБП, приступило к разработке управляемого ракетного вооружения, начав с создания противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Фагот» и «Конкурс» (приняты на вооружение в начале 1970-х гг.).
ПТРК «Фагот»
ПТРК «Конкурс»
Фирма продолжила специализацию по разработке авиационных пушек (ГШ-23, ГШ-30, ГШ-301 и ГШ-6−30),
Авиационная пушка ГШ — 23
Авиационная пушка ГШ — 301
Авиационная пушка ГШ — 30
Авиационная пушка ГШ-6−30
зенитных автоматов (23-мм 2А14 для зенитной установки ЗУ-23−2 и 2А7 для зенитных самоходных установок ЗСУ-23−4 «Шилка»), а также дополнила свою тематику созданием пушек для боевых бронированных машин (73-мм 2А28 «Гром» для БМП-1, 30-мм 2А42 для БМП-2), морских зенитных артустановок (30-мм шестиствольные АК-630 и АК-306), гранатометного и огнеметного вооружения.
Зенитный автомат 2А14
Зенитный автомат 2А7
По постановлению Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 8 июня 1970 г. КБП начало разработку самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) 2С6 «Тунгуска», принятого на вооружение в 1982 г. и обозначившего новый этап в работе бюро — полноценного создания сложных комплексов вооружения. Для «Тунгуски» были созданы 30-мм пушка 2А38, зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М311 и система управления огнем.
ЗРПК С6 «Тунгуска»
С применением технических решений и ЗУР «Тунгуски» был создан корабельный ЗРПК 3М87 «Кортик».
Корабельный ЗРПК 3М87 «Кортик».
Крупным успехом стало создание комплекса вооружения БМП-3, включавшего башню с 30-мм пушкой 2А72 и 100-мм пушкой.
Компоновочная схема БМП-3: 1 — 100-мм орудие. пусковая установка.
В 1970-е гг. в бюро был разработан ПТРК «Метис»,
ПТРК «Метис»
а в 1980-е гг. — ПТРК с лазерной системой наведения «Вихрь» и «Корнет».
ПТРК с лазерной системой наведения «Вихрь»
ПТРК «Корнет»
КБП стало головным отечественным разработчиком управляемых артиллерийских снарядов («Краснополь» и «Китолов-2») и комплексов танковых управляемых ракет («Бастион», «Шексна», «Рефлекс» и «Свирь»). Всего за время существования с 1927 г. бюро было разработано, освоено в серийном производстве и сдано на вооружение более 150 образцов.
Управляемый артиллерийский снаряд «Краснополь»
Управляемый боеприпас «Китолов»
Комплексы танковых управляемых ракет «Бастион», «Шексна»
Комплекс танковых управляемых ракет «Рефлекс»
Комплекс танковых управляемых ракет «Свирь»
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С»
Настоящими хозяйственниками в непростые 90-е годы были руководитель и генеральный конструктор Аркадий Георгиевич Шипунов и главный конструктор Василий Петрович Грязев.
Резкое сокращение гособоронзаказа и финансирования военных НИОКР после 1991 г. сильно ударило по КБП. К 1994 г. задолженность государства перед бюро достигала 20 млрд руб. Правда, отсутствие у КБ значительного собственного производства облегчило положение предприятия, избавив от необходимости нести значительные издержки на поддержание простаивающих мощностей. В этих условиях выживание было возможно только за счет экспорта. Обладая значительным спектром продукции, в первую очередь набором относительно недорогого пехотного вооружения и противотанковых средств, пользующимся широким и устойчивым спросом на мировом рынке, руководство КБП приложило значительные усилия к получению права самостоятельного экспорта ВВТ.
Аркадий Георгиевич Шипунов
Василий Петрович Грязев
Распоряжением Правительства Р. Ф. от 19 февраля 1996 г. КБП вошло в число пяти компаний, которым, помимо «Росвооружения» и Московского авиационного ПО «МиГ», было предоставлено право самостоятельной реализации ВВТ за рубежом. При этом права были предоставлены в значительно урезанном виде и распространялись только на определенные списки продукции, утверждаемые правительством. Так, КБП получило право на продажу лицензий и технической документации на производство ряда образцов вооружения и самостоятельный экспорт готовой продукции разрешен на ряд наименований. КБП живёт в условиях жесточайшей конкуренции как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Хотелось бы верить, что люди, стоящие сегодня у руля предприятия, справятся с проблемами не хуже чем Аркадий Георгиевич Шипунов и Василий Петрович Грязев.