Реформа местного самоуправления в Тульской области: для чего она нужна и как отразится на жителях

Нормативную базу региона приводят в соответствие с требованиями федерального законодательства.

13:53, 29 мая 2025   22

Фото Алексея Пирязева из архива Myslo.

В чем суть реформы?

29 мая на 11-м заседании Тульской областной Думы 8-го созыва в первом чтении приняли пять законопроектов. Они касались пяти новых муниципальных округов региона: Веневского, Воловского, Дубенского, Плавского и Куркинского. Теперь бывшие районы будут именоваться именно так.

На деле это не просто смена названия. Реформа служит централизации управления и оптимизации муниципальных образований и в целом эффективности местного самоуправления. Таковы цели Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», принятого в марте 2025 года. И сейчас депутаты Тульской облдумы, по сути, дали старт новому этапу реформы местного самоуправления в регионе.

Закон в целом сохраняет принципы местного самоуправления, но в нем есть и нововведения. В числе ключевых изменений — переход на одноуровневую систему организации МСУ, при которой на большей части территории России (кроме городов федерального значения) местное самоуправление будет осуществляться только в городских и муниципальных округах.

На территориях с высокой долей городского населения, значительной площадью, занимаемой городскими населенными пунктами, и высокой плотностью населения местное самоуправление осуществляется в городских округах. Остальная часть территории, которая этим критериям не отвечает, будет охвачена муниципальными округами.

И примеры уже есть. Первым в Тульской области стал Ефремов, получивший в конце 2024 года статус муниципального округа: по новому законодательству он перестал соответствовать ряду критериев городского округа. В регионе продолжают свою деятельность ещё шесть городских округов.

Это преобразование носило чисто технический характер, для жителей это ничего не изменило.

Какие в этом плюсы?

Об этом Myslo поговорил с членом Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления, председателем Ассоциации «СМО Тульской области» Мариной Карташовой.

Марина Карташова

— 33-й Федеральный закон предполагает как одноуровневую, так и двухуровневую систему управления. Но все-таки мы понимаем, что двухуровневую систему желательно оставлять там, где это либо исторически, либо географически удобно. Практика реформы муниципальных образований именно в Тульском регионе уже доказала свою эффективность — мы прошли это опытным путем. 

У нас есть один муниципальный округ — Ефремов, есть шесть городских округов, образованных с 2013 года. И эти преобразования доказали эффективность централизации управления: единый бюджет, оптимизация кадровых ресурсов для управления территорией в одном представительном органе — депутатский корпус «не раздувается».

При этом в обязательном порядке сохраняются общественные институты активных граждан, например сельские старосты, ТОСы.

Когда мы говорим о централизации власти, мы подразумеваем одну администрацию, один орган представительной власти, одну контрольно-счетную палату и так далее.

— Не секрет, что на сегодняшний момент местное самоуправление испытывает нехватку кадров, как и во многих других отраслях. Поэтому при централизации происходит более разумное распределение человеческих ресурсов. И населению это выгодно. Удобно, если люди в теруправлениях, т. е. в привычных для граждан местах нахождения представителей администрации, будут заниматься не закупками, не бумажной работой, а больше общаться с населением, выходить на территории, решать конкретные вопросы совместными усилиями при едином бюджете.

Еще одно важное преимущество реформы — более широкие возможности муниципалитетов для участия в различных программах и проектах разного уровня.

— Мы знаем о том, что, например, ряд национальных проектов и федеральных программ предполагают для участия определенную численность населения. С новыми укрупненными муниципалитетами участие в них будет доступнее, а значит, больше возможностей в решении тех или иных проблем населения, привлечения финансовых средств на территории.

На сегодняшний день в Тульской области 103 муниципальных образования, в том числе 19 муниципальных районов, 6 городских округов и 1 муниципальный округ, 23 городских и 54 сельских поселения.

Как нововведения отразятся на жителях муниципалитетов?

— Главное условие, при котором на сегодняшний момент в Тульской области проходит реформа, — чтобы жители не почувствовали неудобств, — говорит Марина Карташова. — Топонимические названия сохранятся, географические объекты останутся на местах, в границах привычных районов. Деревня остается деревней, село — селом, а город — городом.

Будет ли реформа продолжаться?

По словам Марины Карташовой, если жители оценят и увидят эффективность преобразований, процесс пойдет и дальше.

— Ведь любое преобразование происходит только при поддержке жителей, — говорит Марина Николаевна. — Жители выражают свое согласие или несогласие на публичных слушаниях, общественных обсуждениях. Также население выражает свое мнение через представительные органы, то есть через выбранных ими депутатов.

22 комментария

Читайте также

Полная версия