Контрафактный алкоголь. Как победить «серый» рынок?
На Петербургском форуме прошла сессия «Международная координация в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции: потенциал и перспективы развития».
15:21, 24 мая 2018 44
Сегодня незаконный оборот промышленной продукции приобретает значительные масштабы. Это существенно тормозит развитие промышленности, снижает желание инвестировать и в конце концов сказывается на экономической безопасности государства.
В России ведется активная работа по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Для координации деятельности по данному направлению создана профильная государственная комиссия. На постоянной основе ведется работа по разработке и внедрению эффективных методов противодействия теневому рынку, в том числе подакцизных товаров, и уже получены значительные результаты. Формируется система маркировки и прослеживаемости товаров.
Уже введена обязательная маркировка меховых изделий, реализуются пилотные проекты (лекарства, табак). Борьба с незаконным оборотом промышленной продукции становится самостоятельным направлением международного сотрудничества. Как организовать эффективное противодействие росту теневого рынка, в том числе с учетом международного опыта и созданной в России системы противодействия? Как бизнесу оперативно обращать внимание государства на свои проблемы, в том числе на факты незаконного оборота? Каковы перспективы международного сотрудничества в этой сфере как в рамках ЕАЭС, так и с ключевыми торговыми партнерами? Какие плюсы для развития бизнеса несет в себе маркировка и прослеживаемость и какие риски видит бизнес при ее введении?
Участники дискуссии обсудили роль бизнеса, государства и международного сотрудничества в процессе организации эффективного противодействия росту теневого рынка в России. Отдельное внимание было уделено маркировке и тому, насколько целесообразно ее введение для различных отраслей производства.
Асламбек Аслаханов, президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт»:
«Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда нелегальный оборот промышленных товаров приобретает крупные масштабы. Это серьезный риск для развития бизнеса, инвестиционной привлекательности нашей страны и, в конечном счете, для экономической безопасности государства. Все вовлеченные стороны понимают важность проблемы: действующий в легальном поле бизнес, государство и деловые организации прилагают усилия для ее решения. Но в борьбе с нелегальным оборотом очень важно соблюдать баланс и выбирать наиболее подходящие меры государственного контроля, которые не нанесут ущерба субъектам, действующим в легальном поле, учитывать особенности отдельных отраслей производства».
Яцек Пастушка, президент пивоваренной компании «Балтика», исполнительный вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа, рассказал о риске развития нелегального рынка пива и о том, почему введение маркировки для пивоваренной продукции не оправдано.
Пивоваренная отрасль на протяжении многих лет обеспечивала практически 100% собираемость акцизов, а «серый» рынок отсутствовал. Последовавшее приравнивание пива к крепкому алкоголю и усиление законодательного давления создали предпосылки для изменения ситуации.
В то же время сегодня нет ни инструментов изучения, ни подтвержденных объективных данных о размерах нелегального рынка пива. И прежде, чем принимать решения о методах борьбы с ним, необходимо понять все уровни проблемы: выделить драйверы и механизмы роста «серого» рынка, определить его географию, реальные масштабы, и прогнозы развития. В текущий момент на законодательном уровне обсуждается возможность введения маркировки пивоваренной продукции.
Однако в условиях, когда у регулятора отсутствует четкая картина нелегального рынка, применение подобных мер выглядит нелогично и может, наоборот, подстегнуть рост «серого» сегмента.
Кроме того, очевидно, что ужесточение регулирования ударит в первую очередь по игрокам, действующим в легальном поле.
Яцек Пастушка, президент пивоваренной компании «Балтика», исполнительный вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа:
«Между пивоварами и регулятором на федеральном уровне ведется конструктивный диалог по вопросу предотвращения роста нелегального рынка пива. «Балтика» и Союз российских пивоваров провели ряд консультаций по этой теме, в том числе с Министерством экономического развития, Министерством финансов и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Кроме того, внутри Союза российских пивоваров, активным членом которого является пивоваренная компания «Балтика», была организована дискуссия для сбора мнений среди его членов о возможных мерах профилактики роста нелегального рынка пива, результаты которой направлены в Министерство финансов. В текущий момент необходимо исследование, которое поможет увидеть реальную картину. Сейчас мы обсуждаем с Правительством набор альтернативных мер. Мы считаем, что необходимо сфокусироваться на внедрении уже предложенных инструментов и оценке их эффективности на федеральном уровне, а на региональном – продолжить работу в рамках соответствующих комиссий по противодействию контрафактному производству».
ООО «Пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group, — один из крупнейших производителей товаров народного потребления России. «Балтике» принадлежат 8 заводов в России, широкий портфель брендов. «Балтика» является одним из крупнейших налогоплательщиков в регионах присутствия. Налоговые перечисления компании в бюджет РФ за 2017 год составили порядка 62,5 млрд рублей, около 66 % из них – акцизы (41,3 млрд руб.).
14:01, 19 ноября 2024 120
10:15, 18 ноября 2024 21
09:12, 15 ноября 2024 140
14:45, 18 ноября 2024 18
12:45, 20 ноября 2024 149
11:15, 21 ноября 2024 14
13:13, 17 ноября 2024 8
17:54, 20 ноября 2024 28
18:25, 18 ноября 2024 160
19:07, 21 ноября 2024 37
09:13, 19 ноября 2024 94
07:25, 18 ноября 2024 123
16:16, 17 ноября 2024 58
09:33, 15 ноября 2024 100
13:15, 15 ноября 2024 11