Как распознать «левый» алкоголь?
К Новому году готовимся не только мы, но и те, кто разливает и распространяет фальшивую алкогольную продукцию. Мы узнали, как распознать опасную фальшивку.
09:05, 2 декабря 2015 174
О продаже «элитных алкогольных напитков» по ценам, которые в несколько раз меньше магазинных, мы писали два года назад. Сейчас эта тема стала очень актуальна, потому что такой алкоголь стал смертельно опасен. Вот печальная статистика ноября 2015 года:
- В Красноярске 12 умерли от отравления суррогатным виски с этикеткой Jack Daniel`s. Экспертиза показала, что напиток на 60% состоял из метилового спирта. От такого же напитка умерли двое мужчин в Оренбурге.
-
В Подмосковье четверо мужчин выпили суррогатный коньяк с этикетками «Лезгинка» и «Кизляр». Двое умерли. В том же районе компания из пяти мужчин купила суррогатный ром с этикетной Bacardi. Двое умерли, причем один был сотрудником
МВД РФ. -
От отравления «левым» Bacardi умерли две женщины в Курске, а в Чувашии — две девушки и молодой человек.
Как заявляла недавно Валентина Матвиенко, 60% алкоголя в стране — контрафакт. А еще пять лет назад его было не более 15%. Подделывают все известные марки элитного алкоголя — джины, виски, коньяки, ром, водку… Например, в марте этого года при проведении рейда Тульской таможни и УЭБиПК УМВД России по Тульской области было изъято 144030 бутылок алкогольной продукции с этикетками Hennessy, Red Label, Chivas Regal, Jack Daniel′s, Olmeca
Денис Никонов, гендиректор компании «Дионис»:
Денис Никонов
Мы взяли открытые данные по Туле и Тульской области. Только за октябрь 2015 года в регионе изъято более 700 тысяч бутылок контрафактного алкоголя. Для сравнения, по данным статистики, всего в регионе в торговой сети продается 700 тысяч бутылок водки в месяц. То есть только изъятый объем контрафактного алкоголя равен месячному обороту. А сколько еще осталось в тени?!
Из чего делают всю эту элитную «вкусняшку»? Как показывают результаты экспертиз, обычно спирт низкого качества (самый дешевый, неочищенный, возможно, даже и метиловый) и порошки-добавки (как раньше разводили «юппи»). После приема таких жидкостей можно просто не проснуться.
Каналы распространения фальсифицированного алкоголя широкие — интернет-магазины, таксисты, гаражи — их еще называют в народе «гаражный дьюти фри». Да и мелкие магазины, особенно торгующие из-под полы ночью, не гнушаются такой продукции.
Многие не задумываются над тем, что качественный алкоголь известных брендов не может стоить
300−500 рублей.
И никакие оправдания типа «это конфискат с таможни» не должны вас убедить рискнуть здоровьем и жизнью. Просто потому что тульская таможня ничего алкогольного не растамаживает. А конфискованный в подпольных цехах алкоголь полиция уничтожает.
Еще один «аргумент» у поклонников «гаражного дьюти-фри»: ну до этого всегда покупали, пили — и ничего! И поставить на стол ром или виски престижнее, чем обычную водку. Кстати, мы спросили (понятно, что инкогнито), у преподавателей университетов — что им обычно дарят студенты? Самый распространенный вариант — пол-литровый коньяк Hennessy XO в коробке. И не догадываются уважаемые преподаватели, что напиток может быть куплен через интернет за 500 рублей. Настоящий Hennessy XO стоит как минимум на порядок дороже! Да и не бывает такой коньяк в пол-литровой таре.
Или другая ситуация. Когда заказывают в ресторанах и кафе корпоративные банкеты или свадьбы, договариваются, что алкоголь привезут отдельно. И если раньше это была обычная водка и вино, то теперь для престижа ставят элитные виски и коньяки. Из гаражного дьюти-фри. Заведения, дорожащие своей репутацией, обычно отказывают в такой услуге.
Еще пример. Гости к вам заглянули на огонек в пятницу вечером. С престижной бутылочкой рома или вискаря. Вы будете разглядывать акцизную марку и пытать товарища, где и почем он купил алкоголь, требовать чек из магазина? Ну, честно признайтесь, что нет. А зря.
- Покупать любой алкоголь можно только в торговых точках, имеющих лицензию, — поясняет Денис Никонов. — Там возможность купить поделку минимальна. Лицензированные магазины с 1 января 2016 года должны быть оборудованы системой ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для госконтроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). А с 1 июля 2016 года продажа должна осуществляться при помощи специальных сканеров, которые считывают алкогольную марку. По ней система определяет, что за напиток, где и когда произведен. И если что-то не совпадает, касса блокируется. Также покупатель получит еще и специальный чек с QR-кодом. ЕГАИС — единственная система, которая гарантирует, что алкоголь не поддельный.
Один из самых известных в России сомелье Эркин Тузмухамедов утверждает, что внешне отличить подделки от легальной продукции сейчас сложно даже представителям торговых компаний.
Эркин Тузмухамедов
Эркин Тузмухамедов советует по возможности изучать гарантированно легальные образцы — чтобы уметь отличать подделки.
Мы решили провести мастер-класс по распознаванию подделок. Пригласили экспертов из компании, которая специализируется на продаже алкоголя. Они привезли настоящие экземпляры элитной алкогольной и их поддельные копии (в компании они служат тренажерами — их используют для обучения персонала распознавать «левую продукцию»).
А дальше была игра «угадай, какая бутылка настоящая». Признаемся честно, что когда держишь в руках оригинал и его копию, все гораздо проще. Вряд ли мы так же легко отличили подделку, не будь рядом оригинала.
Труднее всего, оказалось, распознать российские продукты — помогло знание полиграфии, на «левых» образцах этикетки вызвали подозрение.
С импортным алкоголем все было еще интереснее. Итак, запоминаем.
1. В емкости 0,5 л дорогой алкоголь не разливают. Например, Hennessy XO может быть либо 0,35 л, либо 0,7 л. А виски Johnnie Walker Blue Label разливают только в 0,7 л.
бутылку (вариант — 0,7). На этикетке буквы выпуклые.
Слева — подделка в пол-литровой упаковке.
2. Подделка алкоголя в таких масштабах была бы невозможна, если бы теневым производителям негде было бы купить бутылки нужной формы и размера.
- Вот тут нам пока везет, — считает Денис Никонов, — отличить оригинал от местной подделки можно легко, взглянув на донышко. В России на большинстве производственных линиях у бутылки ориентатор — специальное углубление на донышке (специальная выемка или выпуклость на таре, чтобы ровно наклеивать этикетки относительно других элементов) — на донышке. А оригинальные иностранные линии центрируют бутылку по специальным фаскам или углублениям на цилиндрической части. Поэтому ориентатор на донышке бутылке якобы импортного производства — это на 99% контрафактная бутылка.
Справа — настоящий виски, слева — подделка. Разбираемся в деталях
Слева: ориентатор на донышке — значит, бутылка сделана на российской линии. Это точно «левый» виски. Но бывает, что на бутылке есть и донный, и боковой ориентатор. Это тоже контрафакт!
крышка под полиэтиленом и выбитая надпись на горлышке
3. На фальсифицированных бутылках алкогольные марки (акцизные или специальные) поддельные. Только подделки могут быть разного уровня исполнения. Ведь сама марка — это, по сути, денежный знак, та же бумага с водяными знаками, голограммы и прочие степени защиты. Алкогольная марка размытая, без голограммы — это контрафакт. Часто на «левую» элитную продукцию клеят не акцизную марку, а федеральную специальную марку, часто с неправильным указанием литража.
Алкогольные марки с литровых бутылок рома. Правильная — верхняя
Как говорится, без комментариев.
А есть ли опасность, что в баре или ночном клубе, ресторане или кафе, нальют «левый алкоголь»? Артем Григорьев, сомелье, тренер школы вина считает, что если вы на 100 процентов уверены в репутации заведения и конкретном официанте или бармене, то можно заказывать напитки бокалами. Но лучше все-таки брать нераспечатанную бутылку — чтобы после выпитых 200 граммов виски не гадать, что это было, и где я провел следующие три дня?
Артём Григорьев
По словам Артема, подделывают все известные напитки, из вин чаще всего — грузинские. И водку тоже подделывают. Например, наверняка видели возле магазинов шаговой доступности упаковочные коробки из-под водки «Царская охота». Но такого бренда легального в природе не существует!
Сергей Прокопец, известный бармен, член ассоциации барменов России, считает, что опасность получить рюмку «левого» алкоголя в общепите есть.
Сергей Прокопец
Всё дело в человеческом факторе. Даже управляющий может не догадываться, чем подрабатывает бармен. И камеры видеофиксации в барной зоне тут не помогают. Есть случаи, мы их разбираем на ассоциации, когда в приличных клубах вместо абсента, например, наливают винный сироп. Эти все моменты — на совести бармена. Поэтому если вы уверены в нём, знаете его лично — один вопрос. Но я советую проявлять бдительность и внимательно смотреть, из чего вам наливают напитки. Подозрение должна вызвать бутылка 0,5 л. Рестораны и клубы закупают бОльшие объемы с заводскими дозаторами.
А еще, по словам Сергея Прокопца, настоящий продукт стоит денег, потому что над ним веками трудились, составляя букет и разрабатывая технологию производства. И не надо обманывать самого себя, покупая элитный брендовый напиток по дешевой цене.
22:03, 9 ноября 2024 36
15:25, 12 ноября 2024 35
09:17, 8 ноября 2024 135
16:52, 9 ноября 2024 120
17:37, 13 ноября 2024 149
06:55, 9 ноября 2024 158
15:42, 12 ноября 2024 76
18:10, 11 ноября 2024 22
16:22, 12 ноября 2024 36
22:26, 13 ноября 2024 21
13:28, 9 ноября 2024 18
20:35, 14 ноября 2024 92
22:08, 10 ноября 2024 190
22:48, 13 ноября 2024 27