В тульском театре вспомнили о славе Герострата
Для режиссера-постановщика Алексея Доронина это первая постановка в Туле.
12:03, 30 апреля 2023 14
В Тульском академическом театре драмы рассказали о том, что в историю можно не только войти, но и влипнуть. Спектакль по пьесе Григория Горина, автора красивых притч, экранизированных Марком Захаровым, о Мюнгхгаузене и Свифте, прошел при переполненном зале.
Удивительное совпадение. Прежнюю премьеру «Забыть Герострата» в Туле играли почти ровно тридцать лет – в конце мая 1993 года в ТЮЗе. Дело, в общем, обычное, да не совсем. На тот спектакль приезжал сам автор – Григорий Горин, который рассказал тогда, что пьеса «Забыть Герострата» ему особенно дорога. Она была первой, написанной самостоятельно, без Аркадия Арканова. И сразу вызвала немалое противодействие. Чиновник из министерства культуры возмущался: «Григорий Израилевич, ну вы же русский писатель, зачем вам про греков писать?» В иносказательности тоже видели особую опасность.
Тогда, в 1993-м, когда все в стране перевернулось с ног на голову, Горин сказал, что приехал посмотреть и понять, может ли эта пьеса еще жить. Оказалось, очень даже может. Видно, в эпоху перемен история о том, как вчера еще мелкий, никчемный человек, играя на чувствах толпы и чьем-то воспаленном воображении, может добиться невероятной популярности, всегда будет актуальна.
В каком-то приближении мы все слышали, что тогда в городе Эфесе, в то время еще не турецком, а древнегреческом, произошло. В одну роковую ночь некий базарный торговец по имени Герострат сжег храм Артемиды. Величественный храм, созданный невероятным трудом многих людей, простоял всего сто лет. Он мог бы простоять тысячелетия, а простоял всего сто лет. Избежав самосуда, Герострат теперь ожидает казни по закону. Он мечтает лишь о том, чтобы его имя и его свершение остались в памяти потомков. Ведь мало кто знает строителей храма, зато имена разрушителей остаются навсегда.
По словам Горина, тогда, тридцать лет назад, артисты верно уловили эпоху. Притчеобразность в стране, где обо всем теперь можно говорить открыто, стала не нужна. «Актеры не унизились до фельетонности», – сказал он тогда. Собственно, этот комплимент можно повторить и о нынешней постановке. Хотя искушение осовременить историю про людей, живших в 356 году до нашей эры, наверное, было. Уж очень некоторые сюжетные линии кажутся острыми и актуальными именно сейчас, хотя написаны полвека назад. Да и в некоторых современных постановках пьесы древние греки из города Эфеса иногда по ходу действия переодеваются для наглядности в цивильные костюмы и галстуки.
Впрочем, нужен ли на актере костюм с галстуком, когда Герострат (Дмитрий Чепушканов) из тюремной клетки подговаривает ростовщика Крисиппа (Андрей Сидоренко) выкупить у него собственноручные воспоминания. Даже ушлый ростовщик не сразу понимает, что переписанные на папирусы мемуары преступника, ненавидимого всем городом, сулят огромную прибыль.
Разве сейчас не так? Разве не завалены книжные полки биографиями наемных убийц, а телеэкраны сериалами про Чикатилло и прочих маньяков? А ведь Горин сочинял свою пьесу, когда ни о чем подобном и помыслить было нельзя. Слава нынешних преступников вполне себе сродни геростратовой. Только один сжег величественный храм, а эти убивали, убивали и убивали.
Сам Горин определял свою пьесу как в основном антифашистскую. Однако как любой большой писатель он сумел заглянуть в будущее и сделать ее актуальной для любого времени. Истории о том, как вчерашнего маленького человека жители города Эфеса начинают почитать как бога, а его словам внимать правители соседних государств, не хватает для полной достоверности лишь футболки цвета хаки на главном герое. Но создатели спектакля изначально отказались рядить героев в современные одежды. Пусть зрители все видят и оценивают сами.
Опять же никаких намеков. Пьесу для постановки театр выбрал более года назад, а писал ее Горин вообще в 1972 году. Просто все в истории повторяется. В данном случае – в виде трагикомедии. Боги тогда, 356 лет до нашей эры, почти простили Герострату его дерзость. Ведь он сам был уверен, что наглость человеческая – сильнее богов. В каком-то смысле этот его расчет оправдался. Герострата действительно помнят. Вот и у нас не забывают.
Для режиссера-постановщика Алексея Доронина это первая постановка в Туле, хотя он туляк, и с нашим городом его многое связывает. Для тульского театра этот спектакль примечателен еще и тем, что режиссер выступил в нем не только как постановщик, но и, редкий случай, как автор музыкального оформления, сценографии и костюмов. Спектакль идет в хорошем темпе, без пауз, и актерам играть предложенную историю доставляет видимое удовольствие. Зрителям смотреть – тоже. Ведь заняты многие ведущие актеры театра.
О Дмитрии Чепушканове и Андрее Сидоренко мы уже сказали. Повелителя Эфеса Тиссаферна играет Игорь Небольсин, его жену Клементину – Елена Берестнева. В роли архонт-басилея Эфеса, который должен провести суд над Геростратом – Виктор Ананьин. В роли тюремщика предстал перед зрителем Николай Бутенин. Одну из ключевых ролей – человека театра, который как бы связывает воедино древнее прошлое и настоящее сыграл Антон Балабаев. Ну а в роли эфесцев, переживающих за то, чем все закончится, безусловно, были сами зрители. История-то иносказательная.
15:11, 21 декабря 2024 105
22:08, 21 декабря 2024 44
18:17, 18 декабря 2024 154
16:32, 19 декабря 2024 180
16:14, 21 декабря 2024 75
14:25, 20 декабря 2024 97
11:50, 19 декабря 2024 1
11:30, 18 декабря 2024 194
10:00, 20 декабря 2024 257
13:17, 22 декабря 2024 92
13:56, 23 декабря 2024
10:32, 24 декабря 2024 57
12:46, 19 декабря 2024 1
21:21, 20 декабря 2024 27