Александр Невский написал статью об образе русских в голливудском кино
Бодибилдер и актер посетовал, что очень редко на Западе снимают кино, в котором русские представлены в положительном свете.
18:41, 30 октября 2015 88
Аналитическая статья Александра Невского, советника тульского губернатора, опубликована в печатном выпуске журнала «Бюллетень кинопрокатчика» №9 за сентябрь 2015 года. На сайте издания она появилась 29 октября. В своей колонке Невский, единственный россиянин в жюри «Золотого глобуса», актер, режиссер и продюсер, посетовал на то, что русских представляют в голливудском кино «далеко не лучшим образом». И призвал всех кинематографистов (и российских, и голливудских) прекратить нагнетать напряжение между странами: кино не место для политики. В качестве примера Невский приводит, конечно же, фильмы со своим участием — в них как раз есть дружелюбный посыл.
Приводим
текст колонки Невского полностью:
«Я, как и большинство людей моего поколения, познакомился с голливудским кино в конце 80-х — начале 90-х. Так как мне уже тогда нравился бодибилдинг, то как только у меня появился видеомагнитофон, я пересмотрел все культовые боевики — с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне, Чаком Норрисом и другими. И в большинстве тех фильмов мы, русские, были представлены далеко не лучшим образом. Достаточно вспомнить „Не отступать и не сдаваться“, где Жан-Клод ван Дамм играл русского с перекошенным от злобы лицом, „Рэмбо. Первая кровь“ и „Рокки 4“ со Сталлоне. Конечно, я тогда не понимал всей пропагандистской подоплеки этих картин, по-детски восхищался накачанными парнями. Тогда я не думал о том, что цель этих фильмов — заставить американских зрителей воспринимать нас как врагов. И это явно работало, потому что я хорошо помню статьи в „Комсомольской правде“ и „Известиях“ советских корреспондентов, которые за границей на показах „Рокки 4“ наблюдали, как люди просто вскакивали с мест, когда главный герой начинал бить нашего боксера в исполнении Дольфа Лундгрена, и кричали: „Давай, давай, мочи русского!“
По ряду причин максимум, чем мы отвечали США на тот момент, — интеллигентными фильмами про разведчиков наподобие „Ошибки резидента“. Лишь значительно позднее у нас было снято явно антиамериканское „Одиночное плавание“, в котором покойный Александр Фатюшин в роли старшины морской пехоты стрелял из пулемета по врагу и тот красиво падал, заливая кровью американский флаг. Я слышал, этот фильм вроде даже шел в европейских кинотеатрах, где демонстрировался „Рокки 4“, под названием „Империя наносит ответный удар“.
Прошло несколько лет. Когда я впервые приехал в Америку, был 1999 год — самый разгар перезагрузки наших отношений с Западом. К тому моменту злодеев в голливудском кино изображали уже другие персонажи — от арабов и афроамериканцев до англичан и немцев. К слову сказать, в нашем кинематографе тех лет не было вообще никаких злодеев, потому что не было и самого кинематографа, все развалилось.
Затем, спустя какое-то время, с развитием отечественного кинопоказа отношения наших стран еще более укрепились. В Россию пришли мэйджорские студии. Голливудские продюсеры начали специально вносить изменения в свои проекты с расчетом на то, чтобы они лучше продавались на нашей территории. В кино появились другие русские герои, созданные без избитых шаблонов. В американских блокбастерах стали сниматься наши актеры — Владимир Машков в „Миссии невыполнима: Протокол фантом“, Светлана Ходченкова в „Россомахе: Бессмертный“, Константин Хабенский в „Особо опасен“. Звезды первой величины приезжали к нам на премьеры своих картин. Российское кино завоевывало признание и собирало награды по всему миру — от „Золотых глобусов“ до „Оскаров“. Нас принимали и уважали.
И вот наступил 2015 год. Я лечу в самолете, рейс Москва — Лос-Анджелес. За время полета успеваю посмотреть три фильма: „Великий уравнитель“, „Заложница 3“ и „Человек ноября“. И я вижу, что во всех этих голливудских картинах русские представлены исключительно как бандиты. Причем использованы худшие стереотипы 80-х годов: герои в татуировках с головы до пят без конца матерятся, плохо говорят по-русски. Это какие-то махровые злодеи до мозга костей, обижающие женщин, детей, животных, кого только можно. О’кей, мы можем привести в пример вышедший недавно фильм Гая Ричи „
Далее, я прилетаю в Москву и в журналах о кино читаю, что на господдержку от Фонда кино претендует проект „Наши“, в котором российские подростки дадут отпор американским морским пехотинцам, высадившимся под стенами Кремля. Такой ответ „Красному рассвету“, снятому 30 лет назад. Очевидно, что прошлое возвращается, и позабытое разжигание неприязни между нашими народами опять становится трендом, что, скажу честно, меня всерьез беспокоит.
Я начал продюсировать кино в 2003 году. И про мой первый проект, „Московская жара“, американский журнал Variety написал, что это похоже на заказ Кремля. В противном случае кому нужно пропагандировать русских героев? Но это кино было абсолютно независимым, без какой-либо государственной поддержки. В этом году я как продюсер и актер участвую в создании двух картин — „Разборка в Маниле“ и „Максимальный удар“ американского режиссера Анджея Бартковяка. Учитывая, что часть инвесторов у нас из России, чтобы попасть в течение, мы могли бы заставить русских и американцев схлестнуться друг с другом в зрелищной схватке. Но мы принципиально на это не пошли. Да, в „Максимальном ударе“ есть некоторые веяния времени, и в начале персонажам с разных сторон приходится преодолевать определенные предубеждения, но в итоге они становятся единой командой. Я просто сам для себя изначально решил, что во всех моих фильмах не будет негативных стереотипов ни о русских, ни об американцах. В конце этого или в начале следующего года я запущу еще одну картину, там снова русские и американцы будут сотрудничать и бороться с общим злом.
Я считаю, что сейчас необходимо делать фильмы только с таким посылом. Политика политикой, а обычным людям нечего делить. Мы, русские и американцы, во многом похожи, к тому же не стоит забывать, что наши страны в свое время сообща победили фашизм.
Думаю, что сейчас тот момент, когда нужно работать в противовес негативу между нашими странами. И это именно то, что я делаю. Пусть некоторые критики или высоколобая публика не воспринимают экшн как серьезный жанр. Но, с другой стороны, это самый простой и легкий способ привлечь внимание молодежи, донести до нее правильные моральные устои. На фильме „Красный рассвет“ с Патриком Суэйзи выросло целое поколение. И как это повлияло на отношения наших стран? Конечно, негативно. Я помню, как к нам на премьеру „Черной розы“ приехали Кристанна Локен, Эдриан Пол, Роберт Дави и еще ряд известных голливудских актеров. Некоторые из них были в шоке, увидев, что у нас красиво, что по улицам Москвы не гуляют медведи, что у нас не арестовывают на каждом углу. Многие американцы, насмотревшись картин того времени, были уверены, что СССР — это империя зла.
Я не хочу, чтобы это время вернулось. У нас сегодня есть реальный враг, с которым мы должны бороться сообща, — это международный терроризм. Это зло, у которого нет расы, которое не приемлет никаких правил, с которым сталкиваются люди повсюду. Давайте бороться с ним и в кино.
Не надо забывать, что, имея дело с самым популярным из видов искусств, мы должны быть особенно осторожны. Мы зарабатываем деньги, развлекая людей, но надо нести ответственность за свои действия. В противном случае все может вернуться обратно. Я уверен, что антирусские фильмы в Голливуде — это не заказ из Пентагона. Это просто спекуляция на общественном настроении. То же самое и в России — нет никаких указаний сверху. Есть только желание проехаться на чувствах толпы. В итоге это может привести к нагнетанию напряжения между нами. Последнее, что нам нужно, это новая холодная война. Нельзя позволить, чтобы целые поколения с обеих сторон вновь отдалились друг от друга. Продюсеры и режиссеры должны воспрепятствовать этому, и я уверен, что все в наших руках».
Отметим, что в 2016 году выйдет очередной фильм, в котором сыграл Александр Невский, — «Разборка в Маниле»:
10:15, 18 ноября 2024 21
09:12, 15 ноября 2024 135
14:45, 18 ноября 2024 18
17:37, 13 ноября 2024 149
14:01, 19 ноября 2024 107
13:13, 17 ноября 2024 8
22:48, 13 ноября 2024 33
20:35, 14 ноября 2024 93
07:25, 18 ноября 2024 123
22:26, 13 ноября 2024 22
09:33, 15 ноября 2024 100
16:16, 17 ноября 2024 58
18:25, 18 ноября 2024 149
13:15, 15 ноября 2024 11
09:13, 19 ноября 2024 89