История о том, как Тульский дом ребенка стал желтым домом
100-летнее здание отремонтировали ядовито-желтым сайдингом. Общественники возмущены и требуют разобраться, есть ли тут нарушения.
12:36, 12 февраля 2019 299
Ударили сайдингом по истории
Михаил Тенцер, генеральный директор типографии «Борус», известный предприниматель, краевед, автор нескольких книг и альбомов о Тульской области, ведет свой авторский уникальный интернет-фотопроект «Тула ушедшего века». Это виртуальное путешествие в прошлое Тулы, охватывающее начало ХХ века и конец 90-х годов. Неудивительно, что именно Михаил первым забил тревогу, обнаружив, как «отремонтировали» одно из сохранившихся тульских зданий начала прошлого века.
Недавно Михаил написал в своем проекте вот что:
Михаил Тенцер
– Извините, но сейчас об ужасном… Все мы любим Тулу и переживаем за старые здания, особенно когда они создают определенный архитектурный колорит нашего города. Одним из таких зданий был дом ребенка (ул. Ф. Энгельса, 97). Этот дом исчез, а на его месте теперь нечто убогое настолько, что сердце обливается кровью. Здание постройки 1909 года не выходило фасадом на главные улицы, но имело интересный облик. Его архитектурный стиль был характерен для больниц того времени (напрашивается явная аналогия с Ваныкинской), тем более что всю его историю предназначение было медицинским — здесь лечились дети. Еще летом 2018 года здание имело вполне приличный вид — свежевыкрашенный фасад, ремонт зданию явно не показан. И вдруг… Чудовищный ядовитый желто-коричневый сайдинг скрыл от нас это здание. Есть ли в нашем городе архитектурный надзор? Мы не должны молча наблюдать за издевательством над нашим городом!
Михаил призвал туляков подписать обращения губернатору Тульской области, в правительство региона, в архстройнадзор и прокуратуру с требованием разобраться, насколько законно был изменен архитектурный облик здания.
Пост Михаила Тенцера поддержали многие неравнодушные туляки.
Ольга Вострикова, редактор сетевого издания «Тульские бренды»:
Ольга Вострикова
– Дом ребенка, как и Ваныкинская больница, как филармония, как ЦРД и ДКЖ, как особняки на улице Металлистов, как Тульский кремль, наконец, — часть архитектурной истории Тулы. Как можно говорить о развитии в городе туризма и параллельно уродовать его внешний облик?! Занимаясь благоустройством, администрация города ориентируется на столичные стандарты, отдает предпочтение экологичным материалам… И вдруг такое бездумное и варварское надругательство. Да еще и в госучреждении.
Так дом ребенка выглядел еще совсем недавно.
Владимир Щербаков, краевед и соавтор Михаила Тенцера в создании книги «Тула советская»:
Владимир Щербаков
– Сегодня, когда внешний облик города стал меняться к лучшему, такое «преображение» дома ребенка выглядит, мягко говоря, странно. Здание находится на оживленной улице и хорошо просматривается с главной магистрали Тулы. Об этом авторы этого безобразия явно не подумали. Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь оформления детского заведения — забор. Несколько лет назад достаточно крепкую ограду из железных прутьев, которые держали кирпичные столбы, заменили простым серым профлистом. Нашли чем отгородить детей от внешнего мира! Дом ребенка — бюджетное учреждение, и региональный минздрав отпускает на его содержание немалые деньги. Поэтому вполне можно было бы подумать о приличном внешнем виде здания, а не о сайдинге и профлисте. А то ведь по убогому внешнему виду дома ребенка можно сделать вывод в целом о состоянии здравоохранения в Тульской области.
Туляков поддержал известный блогер и общественный деятель Илья Варламов, разместив на своей странице пост с жестким заголовком «Ударим сайдингом по истории!». Блогер сравнил нынешний вид некогда живого памятника дореволюционной Туле с «общагой вахтовиков где-нибудь под Норильском»:
Илья Варламов
– Чиновнику хорошо: он построил себе особняк в цыганском стиле на элитной окраине, а сквозь тонированные стекла его «крузака» город особо и не видно. Зато он хочет, чтобы остальные горожане жили и работали, учились и лечились в зданиях, похожих на строительные бытовки.
Нарушений нет, потому что дом – не памятник
На запрос редакции – согласовывалось ли с инспекцией изменение фасада здания дома ребенка – Денис Горецкий, начальник инспекции Тульской области по охране объектов культурного наследия, ответил, что нарушений законодательства нет:
Денис Горецкий
– Здание не является памятником или объектом культурного наследия, поэтому требования по порядку ремонтных работ на памятниках к этому зданию не применяются. Нарушений законодательства об охране культурных объектов тут нет. Инспекция не осуществляет надзор за техническим состоянием этого здания.
Наталия Кириленко, журналист-краевед, нашла в архиве документы, вероятно, связанные с этим зданием:
Наталия Кириленко
– В Государственном архиве Тульской области хранится дело о строительстве больницы Тульского уездного земства на углу Петровской и Мотякинской улиц, ныне улицы Ф. Энгельса и Л. Толстого соответственно. Правда, никаких планов местности, рисунков фасадов в архивном деле не сохранилось, поэтому утверждать точно ничего, к сожалению, нельзя. Можно только предполагать, что дом ребенка занимает именно ту больницу уездного земства. Известна точная дата постройки медицинского объекта. В 1909 году был согласован проект больницы, а сдали ее в июне 1911 года. Больница состояла из нескольких деревянных строений и двух каменных — 2-этажного барака для незаразных больных с приемной и операционной и одноэтажного служебного корпуса, где располагались прачечная и больничная кухня.
По словам Наталии Кириленко, в такие добротные здания в 20-е годы прошлого века заселяли различные социальные учреждения. Предположительно, именно здание больничного корпуса больницы Тульского уездного земства в 1923 году занял дом младенца.
Об этом, кстати, есть информация на официальном сайте ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребенка №1». Первоначально дом младенца был предназначен для детей-сирот, позже его передали областному отделу здравоохранения и перепрофилировали в специализированный дом ребенка.
Сейчас учреждение рассчитано на 140 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 3-х лет. В основном тут живут отказные дети и дети, родителей которых лишили родительских прав. Почти треть воспитанников — инвалиды.
Отметим, что на официальном сайте ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребенка №1» размещены именно старинные фотографии дома. А вот нового, пережившего «евроремонт», нет.
Кто автор шедевра?
В официальном ответе минздрав Тульской области, в чьем ведении находится ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики №1», указал:
– В связи с ветхостью фасада здания, расположенного по адресу: Тула, ул. Ф. Энгельса, 97, в 2012 году был проведен капитальный ремонт фасада и кровли здания. При этом дефекты и повреждения фасада здания, вызванные длительным сроком эксплуатации (более 100 лет), отсутствием мероприятий по проведению капитальных ремонтов здания, естественным износом строительных материалов в конструкциях вследствие воздействия окружающей среды, требовали проведения дальнейших ремонтных работ. В связи с этим было принято решение обшить фасад здания сайдингом.
Ремонт провели быстро, за три месяца, потратив на это, согласно сайту госзакупок, 2 455 572,82 рубля. А выполнял работу один из постоянных подрядчиков минздрава — ООО «Оптстрой».
Кстати, сотрудники дома ребенка подтвердили, что сами выбрали такое цветовое решение и сайдинг. А ремонт выполнили накануне Нового года.
В интервью местному телеканалу главврач дома ребенка Валентина Елистратова, педиатр с огромным профессиональным стажем, пять лет отработавшая замом главврача областной детской больницы и главным педиатром области, сказала:
Валентина Елистратова
– Я считаю, что для детей желтый цвет — это радость. Мы ж не для себя делали, а для детей. У нас в здравоохранении и зеленые есть цвета, и разные яркие. Всё сделали хорошо, у нас даже есть техническое заключение. Как вы думаете — если было хорошо, зачем нам делать ремонт? Теперь здание привели в нормальный вид, ничего не осыпается, всё нормально.
Андрей Клепанов, член Союза архитекторов России и бывший главный архитектор Тулы, считает, что каждый должен заниматься своим делом:
Андрей Клепанов
– Видимо, при утеплении здания сделали еще навесной фасад из этого ужасного цвета сайдинга. На самом деле можно было сделать нормальное архитектурное решение, если бы этим вопросом занимался специалист.
Администрация Тулы разрешения не давала
В официальном ответе из администрации Тулы аккуратно указано на невыполнение требований Постановления № 4145 от 9.12.2013 «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в Туле», подписанного главой администрации Евгением Авиловым, и Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы:
– Разрешение на реконструкцию данного объекта капитального строительства администрация Тулы не выдавала. В соответствии с п. 8.6.14 Правил благоустройства, при содержании фасадов зданий запрещается изменение внешнего вида фасада без предварительного внесения соответствующих изменений в колористическое решение данного фасада. Применительно к конкретному зданию вне зависимости от типа проекта, на основании которого осуществлялось его строительство, и от формы собственности, архитектурное решение фасада определяется паспортом внешнего вида фасада здания. Оформление паспорта — обязанность собственников зданий. Паспорт внешнего вида фасада здания и Паспорт колористического решения фасада здания на согласование в администрацию Тулы не поступал.
Заметим также, что глава администрации Тулы Евгений Авилов, согласно официальному сайту ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребенка №1», является председателем Попечительского совета этого учреждения.
А начальник управления градостроительства и архитектуры Тулы Алексей Сорокин, в чьей компетенции согласование колористических паспортов на тульские здания, является заместителем главы администрации Тулы.
А что дальше?
Скорее всего, ничего. Как пояснили в беседе строители (не те, кто выполнял ремонт по контракту), директор дома ребенка следовала прежде всего требованиям безопасности. Ведь если на голову кому-то упадет кирпич — отвечать ей. Поэтому закрыть фасад сайдингом — вполне логичное решение. Как строительный материал, сайдинг простоит лет 20 и ремонта не попросит. А насчет цвета, так тут можно вспомнить русскую поговорку: на вкус и цвет товарищей нет.
Можно ли вернуть зданию первоначальный вид? Как утверждают строители, при монтаже сайдинг крепят к направляющим и стенам дома, то есть фасад будет в дырочку. Хотя, при желании и соответствующем финансировании, всё можно исправить.
– Если здание не имеет охранных грамот, то у него незавидная судьба. Никто его охранять и сохранять в первозданном виде не будет, — говорит Наталия Кириленко. — Чтобы признать здание исторически ценным, нужно подавать заявку в инспекцию Тульской области по охране объектов культурного наследия, приложить имеющиеся документы по этому объекту. Процесс, сразу скажу, небыстрый. Кстати, заявки о признании того или иного здания объектом культурного наследия могут подать и сами граждане, и организации.
14:00, 17 декабря 2024 59
15:11, 21 декабря 2024 106
22:08, 21 декабря 2024 40
09:27, 16 декабря 2024 65
18:17, 18 декабря 2024 146
16:32, 19 декабря 2024 180
14:25, 20 декабря 2024 97
11:50, 19 декабря 2024 1
16:14, 21 декабря 2024 75
11:30, 18 декабря 2024 194
12:46, 19 декабря 2024 1
21:21, 20 декабря 2024 27
10:00, 20 декабря 2024 237
15:53, 16 декабря 2024 11
12:04, 21 декабря 2024 22