Обращаемся с твердыми коммунальными отходами по-новому: итоги первого месяца
С 1 января в Тульской области, как и в целом в стране, изменилась система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
10:20, 12 февраля 2019 179
Изменения утверждены федеральным законодательством. Цель нововведений – выстроить четкий и прозрачный процесс оказания услуги на каждом этапе: своевременный сбор мусора, аккуратная транспортировка, сортировка и переработка, захоронение остатков без нанесения ущерба окружающей среде.
Каждый субъект РФ был обязан разработать электронную территориальную схему обращения с отходами, утвердить программу и нормативы накопления ТКО и на конкурсной основе отобрать региональных операторов. Именно они будут отвечать за полный цикл обращения с мусором: обеспечивать его своевременный, по новым технологиям и без урона для окружающей среды сбор, вывоз, переработку и утилизацию.
Татьяна Ихер
– Давно нужно было навести порядок в этой сфере, – считает член Общественного совета при областном министерстве природных ресурсов и экологии, заместитель директора по науке Тульского эколого-биологического центра учащихся Татьяна Ихер. – Как эколог я полностью поддерживаю идею реформы обращения с ТКО. С нашими детьми мы проводим много исследований на эту тему, акций и мероприятий, обсуждаем вопросы переработки и раздельного сбора мусора. Но, насыщаясь теоретическими знаниями, ранее в реальной жизни они видели совсем иную картину и, естественно, не понимали, почему так происходит. Есть надежда, что реформа изменит ситуацию к лучшему.
Евгений Вакунин.
– Новая система обращения с ТКО предполагает совершенно новый подход к сбору, сортировке и переработке мусора. Пока в регионе проходит первый этап – отладка логистики сбора и вывоза мусора. Вот, например, возле моего дома на контейнерной площадке появились новые емкости. Далее должна быть выстроена система раздельного сбора мусора, его сортировка и в последующем переработка. Хотя, конечно, чтобы мы, туляки, начали раскладывать по разным контейнерам бумагу, пластик, стекло и так далее, нужно время. Не месяц и не два, но, как говорится, дорогу осилит идущий, – считает доцент кафедры аэрологии, охраны труда и окружающей среды ТулГУ Евгений Вакунин.
Подготовительные мероприятия
Весной прошлого года по итогам конкурса региональными операторами в Тульской области стали ООО «Хартия» и ООО «МСК-НТ». Первая компания обслуживает Тулу, Щекинский и Киреевский районы, вторая – остальные районы региона.
С момента подведения итогов конкурса и до вступления в силу федерального закона операторы изучили территории, совместно с муниципалитетами составили карты мест складирования ТКО, проработали маршруты транспорта и графики вывоза мусора, начали закупку техники и оборудования.
В некоторых муниципалитетах регоператоры организовали сбор и вывоз ТКО еще летом прошлого года.
По состоянию на 7 февраля нынешнего года ООО «МСК-НТ» установило 3800 контейнеров разных объемов в 23 районах области. В целом же в течение первого полугодия запланировано поставить более 10 000 контейнеров и бункеров для сбора и транспортировки ТКО. Идет поэтапное обновление парка специализированной техники.
Вадим Баранов
– В Новомосковске и Кимовске видим новые контейнеры, в Узловой замена старого оборудования пока продолжается, – рассказывает руководитель Тульской региональной общественной организации «Экологическая защита» Вадим Баранов. – И уже заметно, что качество сбора и вывоза мусора улучшилось. То, что мы наблюдали раньше, было просто недопустимо. Региональные операторы обязаны не просто обеспечить своевременный вывоз отходов, но и их переработку, раздельный сбор. Проекты компаний предусматривают строительство объектов сортировки и переработки ТКО. Кроме того, деятельность регоператоров в перспективе должна помочь решить вопрос с несанкционированными свалками.
Юрий Телков
– Начало работы регоператоров можно оценить как хорошее. Постепенно побеждаем несанкционированные свалки, выстраиваем четкую схему вывоза ТКО. В Туле начали строить современный полигон – с соблюдением всех необходимых защитных технологий, чтобы не наносить вред окружающей среде, – говорит руководитель Алексинского районного отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» Юрий Телков.
ООО «Хартия» на обслуживаемых территориях заменило свыше 1400 контейнеров. Работает 30 единиц собственного транспорта и 69 – со стороны привлеченных подрядчиков. Вся техника оборудована системой ГЛОНАСС, и в режиме реального времени маршрут отслеживается в диспетчерской. Это позволяет определить, по каким адресам выезжали машины, сколько времени длилась стоянка.
Мусор, не предназначенный для переработки, «Хартия» будет складировать на новом современном полигоне, который сейчас строится в Туле.
Площадка будет отвечать санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, ее обустроят с использованием технологий, предотвращающих попадание загрязнений в почву, распространение неприятного запаха и возможность пожара.
Также на этапе подготовки к старту реформы представители региональных операторов проводили в муниципальных образованиях встречи с жителями, на которых подробно разъясняли суть изменений, отвечали на вопросы. В школах области организовали уроки экологического просвещения, выступали спонсорами экологических акций. Например, летом 2018 года в деревне Кондуки Узловского района (популярное место отдыха – Романцевские горы) прошли акции по сбору отходов, в которых активное участие приняли и «Хартия», и «МСК-НТ».
– Оба региональных оператора были привлечены к мероприятиям, которые прошли в необычном формате соревнований по раздельному сбору мусора. В итоге с двух гектаров территории мы собрали почти 1,5 тысячи мешков пластиковых и стеклянных бутылок и прочего мусора, большую часть которого операторы увезли на свои заводы в Московскую область на переработку. Сейчас с областным минприроды прорабатываем повторение аналогичных акций с привлечением региональных операторов нынешним летом, – рассказал Вадим Баранов.
Адресная работа с жителями
В Тульской области создан единый диспетчерский контакт-центр для жителей по всем вопросам, связанным с деятельностью региональных операторов. Его телефоны: 8 (4872) 527-203; 8 (4872) 527-204.
Если, например, заявитель сообщает о переполненном контейнере, диспетчер проверит, когда последний раз по указанному адресу выезжал мусоровоз. В случае, если мусор вывозили недавно, но контейнер вновь переполнен, диспетчер свяжется с ближайшей машиной, и в кратчайшее время вопрос должен быть закрыт.
Андрей Кожушко
– Не так давно к нам как к экологической организации поступали обращения по поводу мусора, – рассказал председатель совета Тульского регионального отделения общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Кожушко. – Заявителей мы связали непосредственно с операторами — проблем дозвониться в контакт-центр не возникло, сотрудники горячей линии общались доброжелательно и вежливо, вопросы были оперативно решены.
Новая услуга
В этом и состоит суть реформы: добиться того, чтобы и потребителям услуги, и органам власти дать возможность проводить мониторинг и регулирование процесса сбора и вывоза мусора.
Федеральное правительство намерено навести порядок, добиться понимания и ясности в вопросах обращения с ТКО. Появилась, по сути, совершенно новая коммунальная услуга. И, как и другие подобные услуги, она будет четко стандартизированной, то есть имеющей критерии оценки качества.
К примеру, существуют такие требования, как обязательная дезинфекционная обработка контейнеров и мусоровозов; вывоз ТКО с мест накоплений в летний период не реже раза в день; крупногабаритных отходов – не реже раза в семь дней и другие. По этим критериям легко определить, насколько организации-исполнители справляются с поставленными задачами. Кроме того, появляется ясность, сколько отходов образуется на той или иной территории, куда их вывозят и где размещают.
Жители начинают четко понимать, что происходит на каждом этапе системы обращения с отходами. Как следствие, это исключает возможность размещения мусора в несанкционированных местах, оздоровление экологической обстановки и в регионе, и в целом в стране.
Заключение договора
При переходе к новой системе от жителей не требовалось тратить время на посещение офисов регоператоров для заключения договоров на обслуживание. Согласно постановлению правительства, договор об оказании услуги считается заключенным на 16-й рабочий день после публикации документа на сайте регионального оператора, а также в официальном издании (в нашей области это газета «Тульские известия»). Согласием на заключение договора является факт пользования услугой — то есть когда потребитель вынес мусор в контейнер.
В феврале 2019 года все жители получат квитанцию на оплату услуг по «Обращению с ТКО» от следующих агентов: АО «ОЕИРЦ», ООО «ИВЦ ЖКХ», ООО «Восток-Сервис» и (по зоне деятельности №1) и АО «ОЕИРЦ», ООО «Центр КРиС» (по зоне деятельности №2).
Если исполнителем услуг являются УК, ТСЖ или ЖСК, то жители этих многоквартирных домов будут получать квитанции от этих организаций, и в квитанциях должна появиться отдельная строка за услугу.
Первые результаты
Всего с начала 2019 года региональными операторами размещено на полигонах ТБО без малого 300 тысяч кубометров мусора – это на 19% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть часть мусора, который раньше выбрасывался в овраги и образовывал несанкционированные свалки, теперь попадает на полигоны. Заменено свыше 4900 емкостей для складирования мусора. До 1 июля будет заменено еще порядка 15 тысяч контейнеров.
Идет поэтапное введение раздельной системы сбора отходов. Специальные контейнеры уже установлены на Казанской набережной, улице Металлистов, возле административных и образовательных учреждений.
Первый месяц активного этапа деятельности региональных операторов оказался первым месяцем года, почти наполовину пришелся на новогодние праздники, когда нагрузка на обслуживающие организации традиционно вырастает в разы. В областном центре это время совпало еще и с массовыми мероприятиями в рамках проекта «Тула — новогодняя столица России». В город оружейников съехались десятки тысяч туристов. Региональные операторы перешли на круглосуточный режим работы.
В «МСК-НТ» в январе зафиксировали 20-процентный рост объемов мусора. ООО «Хартия» за 10 дней праздников вывезло половину ежемесячной нормы. То есть увеличение объемов собираемого мусора за первую декаду января было значительным.
– Кроме того, регоператор с первых чисел нового года столкнулся с тем, что прежние мусоровывозящие организации не выполнили обязательства по вывозу отходов с 29 декабря 2018 года. Также были обнаружены и вывезены (и до сих пор вывозятся) крупногабаритные отходы, которые вообще не вывозились в декабре 2018 года, чему есть документальное подтверждение, – рассказали специалисты «Хартии».
В некоторых случаях вывоз мусора затрудняли последствия снегопада или припаркованный у контейнерных площадок транспорт. По словам представителей регоператоров, во взаимодействии с муниципалитетами и ГЖИ удается решить все вопросы подъезда техники, и перенаполнение контейнеров устраняется в течение нескольких часов. Выявляются и площадки, которые ранее не были включены в схему вывоза.
Всё это — издержки того самого переходного периода, который для регоператоров по объективным причинам выдался действительно непростым.
– Могу сказать как рядовой потребитель: если раньше контейнеры были завалены мусором, то сейчас стало заметно чище, – отмечает Андрей Кожушко. – Нет такого, чтобы контейнерные площадки были завалены. Все видят мусорные машины, которые ездят по городу. Работа идет, операторы трудятся. И потом — порядок должен быть в первую очередь в наших головах: зачем мусорить, где запрещено? Стоит отметить, что региональные операторы, которые пришли в область, – это достаточно известные и крупные компании, которые работают в других субъектах страны. По сравнению с небольшими мусоровывозящими организациями, это большой плюс. Было как? Вот эти никому неизвестные организации сегодня поехали вывезти мусор, завтра не поехали, послезавтра сломалась машина. В результате контейнеры переполнены, а с кого спрашивать, непонятно. Думаю, что с приходом регоператоров работа наладится.
Контроль деятельности
До нововведений сбор и вывоз отходов в каждом населенном пункте был организован по-своему. Было достаточно большое количество мусороперевозчиков, которые работали либо по рыночному тарифу, либо по тарифу муниципалитета, если являлись муниципальными предприятиями. По области существовал внушительный разброс в расценках на этот вид услуг – от 250 до 750 рублей за кубометр.
Дмитрий Васин
– Теперь в границах деятельности одного оператора устанавливаются единые расценки. И потому там, где тариф был очень низкий, при переходе произойдет рост оплаты услуги, а где прежде были высокие расценки – снижение, – уточнил председатель комитета Тульской области по тарифам Дмитрий Васин.
Размер ежемесячной оплаты коммунальной услуги легко рассчитать по формуле:
количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, * норматив потребления * тариф / 12 месяцев.
В тариф включены первоначальные расходы компаний на приобретение специализированной техники и оборудования, платежи за транспортировку и захоронение отходов, а также текущие затраты на осуществление деятельности в регионе.
Установленные величины имеют четкое обоснование, проанализированы областным профильным комитетом, который исключил из тарифа все экономически необоснованные расчеты. Ежегодно региональные операторы обязаны отчитываться перед комитетом о своих расходах и объемах оказанных услуг.
Количество проживающих устанавливали региональные операторы в каждом конкретном случае. Например, если в жилом помещении нет зарегистрированных граждан, оплата услуги возлагается на собственника.
Нормативы накопления установлены Министерством строительства и ЖКХ РФ и составляют для частных домов – 2,65 кубических метра в год с одного проживающего, для многоквартирных – 2,30 кубометра. В норматив также включен крупногабаритный мусор.
Тарифы установлены региональным профильным комитетом: для «Хартии» – 621,9 рубля; для «МСК-НТ» – 747,62 рубля.
– Это плата за то, чтобы экологическая обстановка в регионе в целом, в каждом отдельном муниципалитете постепенно улучшалась, – считает руководитель Алексинского районного отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» Юрий Телков.
Льготы
При этом есть целый ряд льгот, например, для ветеранов труда, репрессированных и пострадавших от политических репрессий, бывших воспитанников детских домов военного времени. В общей сложности сейчас в регионе более пяти с половиной тысяч семей, которые получают субсидии на оплату коммунальных платежей.
Кроме того, по поручению губернатора Алексея Дюмина совместно с региональными операторами по обращению с ТКО был проработан вопрос снижения финансовой нагрузки на многодетные семьи. Компании предоставляют им стопроцентную скидку на оплату за третьего и последующих детей.
На данный момент за скидкой обратились уже без малого 2000 многодетных семей Тульской области.
Для удобства жителей введен упрощенный порядок получения льготы: для этого нужно обратиться в один из офисов регионального оператора.
Заявления рассматриваются оперативно. Перерасчет будет сделан начиная с 1 января.
Обязанность УК
Леонид Ивченко
– До нового года плата за сбор и вывоз мусора являлась жилищной услугой и входила в плату за содержание и ремонт жилья и общедомового имущества. С 1 января управляющие компании обязаны исключить ее из оплаты. По нашим подсчетам, в этой части сумма оплаты в среднем по региону станет меньше на 15%, – сказал начальник областной ГЖИ Леонид Ивченко.
Он напомнил, что если управляющая компания по каким-либо причинам не произведет перерасчет, собственники вправе потребовать это сделать в управляющей организации либо обратиться в ГЖИ.
– Мы проведем проверку, зафиксируем нарушение, выдадим предписание на перерасчет, а также привлечем УК к административной ответственности, – добавил Ивченко.
Причем штрафы здесь предусмотрены внушительные: для физических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических– от 200 до 300 тысяч рублей. Кроме того, должностные лица управляющих компаний могут быть дисквалифицированы на три года.
Месяц работы — небольшой срок, тем более в непростых условиях переходного периода, с существенным объемом работы и обширными территориями обслуживания. И в фокусе внимания здесь должны быть в первую очередь интересы граждан, каждого жителя области как потребителя новой услуги.
10:15, 18 ноября 2024 21
09:12, 15 ноября 2024 135
14:45, 18 ноября 2024 18
14:01, 19 ноября 2024 110
17:37, 13 ноября 2024 149
13:13, 17 ноября 2024 8
22:48, 13 ноября 2024 33
20:35, 14 ноября 2024 93
07:25, 18 ноября 2024 123
22:26, 13 ноября 2024 22
09:33, 15 ноября 2024 100
18:25, 18 ноября 2024 149
16:16, 17 ноября 2024 58
09:13, 19 ноября 2024 92
13:15, 15 ноября 2024 11