Владимир Груздев: Власть эффективна тогда, когда слышит, что хотят жители

Губернатор рассказал, что будет с чернобыльскими льготами, с городским транспортом и электричками, зарплатой. И как чувствует себя в роли молодого папы.

14:25, 10 июня 2015   105

Фото Светланы Колосковой

Главу региона забросали острыми вопросами представители ведущих СМИ Татьяна Алексеева («Слобода»), Антон Губарев (ВГТРК-Тула), Ирина Михеева («Тульские известия») и Елена Кирьянова («Первый Тульский»).

об электричках

Все оперативные совещания в правительстве вы начинаете с главного - как идёт выполнение майских указов Президента. Это важно. Но наш первый вопрос всё-таки о пригородных пассажирских перевозках. Для туляков с 1 июня существенно повысился тариф. Вы требуете от перевозчика обоснование этого тарифа. Как исполняется поручение Президента о доступности электричек для населения? Каков итог противостояния «правительство области — перевозчик»?

- Никакого противостояния нет. Есть принципиальная позиция правительства региона, которое стоит на защите интересов туляков. И стоит обоснованно. Да, в феврале Президент Владимир Путин очень жёстко отреагировал на отмену рейсов электричек во многих регионах. В Тульской области было 157 маршрутов, к сокращению были намечены 7. Мы всё-таки сохранили все маршруты, но есть проблема. В прошлом году перевозчик (ЦППК) не представил нам документы для принятия обоснованного решения по повышению тарифа. Напомню, что тариф на пригородные пассажирские перевозки в 2014 году не поднимался.

Правительство Тульской области проиндексировало тариф на величину инфляции. Для туляков он вырос с 16,5 до 20,6 рубля за одну зону (10 км пути).

В апреле 2015 года компания-перевозчик представила в правительство документы на повышение тарифа — до 50,15 рубля! Почему-то в три раза в ЦППК увеличились расходы на содержание аппарата компании и аренду офиса. И это в период новых экономических реалий, когда везде идёт снижение арендной платы и сокращение накладных расходов! Правда, некоторые позиции были обоснованы, поэтому мы увеличили тариф до 28 руб. Решение вынужденное. При этом из бюджета области мы будем дотировать перевозчика ещё на 55 млн руб. Но увеличивать тариф в три раза — неправильно. Люди просто перестанут пользоваться электричками.

Мы предлагаем Правительству России перейти к регулированию тарифов на уровне Федерации.

про зарплату

По оценке ОНФ не все регионы справляются с выполнением майских указов Президента. Как обстоят дела у нас?

- Что такое майские указы Президента? Это набор мер, которые позволяют существенно улучшить качество жизни россиян и продвинуть вперёд нашу экономику. Повышение зар­платы бюджетников, повышение производительности труда, создание новых высокопроизводительных рабочих мест — всё это направлено на развитие экономики. В Тульской области мы выполняем все показатели в срок. Но нужно думать о перспективах. Что мы получим через 5−7 лет? У нашей области есть свои особенности.

Прежде всего — демография. Начиная с 1980 года в Тульской области население убывает. Пик был в 1995 году, когда регион потерял 35 тысяч жителей. В 2014 году мы не досчитались 10,8 тысячи. На естественный прирост мы выйдем только к 2030 году.

Ещё один важный аспект — средняя зарплата в регионе. Пока она ниже, чем средняя зарплата в стране, на 10−12%.

И всё-таки результаты работы за 4 года очень хорошие. В два раза увеличились собственные доходы регионального бюджета. Раньше мы обеспечивали свои расходы на 71%, а по итогам 2014 года — на 85%. На 52% выросло производство. Средняя зарплата по экономике увеличилась с 15,6 тыс. руб. в 2010 году до почти 26 тыс. руб. в 2014 году. Благодарю жителей области за такой самоотверженный труд.

Именно трудолюбивые туляки дали возможность региональному правительству качественно выполнять свои обязательства перед жителями.

о рабочих местах

Вы возглавили рабочую группу Госсовета по малому и среднему бизнесу. Логично предположить, что наша область станет локомотивом по реализации тех мер поддержки предпринимательства, которые приняли на нём. Что будем внедрять в первую очередь?

- Сегодня вклад малого и среднего бизнеса в национальный продукт составляет всего 21%. Для примера: в Китае — почти 86%. Крупные достижения этой страны сделаны в основном за счёт малого и среднего бизнеса в условиях жесточайшей конкуренции. Какие-то из них банкротятся, какие-то перерастают в средний и крупный бизнес. Такая же ситуация должна быть и в нашей стране. Поэтому задача, которую мы поставили, — выйти на уровень 45% вклада малого и среднего предпринимательства в национальный продукт. Сейчас 25% всего трудоспособного населения страны заняты в малом и среднем бизнесе. Это около 18 млн чел. Этот показатель нужно увеличивать как минимум в два раза. Бюджет страны получает от малого бизнеса 300 млрд руб. в год, а весь бюджет — 24 триллиона! То есть всего 2%.

Большинство наших предложений о мерах поддержки предпринимательства под­держаны Президентом.

В Тульской области приняты 10 законов, облегчающих ведение бизнеса предпринимателям. Например, нулевая ставка налогов для вновь создаваемых предпринимателей. Уменьшена ставка налога для впервые зарегистрированных предпринимателей, работающих по упрощенке: для предприятий торговли — 10%, было 15%, а для остальных — 5%.

По налогу на имущество от кадастровой оценки для малого бизнеса предоставляется налоговый вычет 100 кв. метров при численности работающих не менее 5 человек.

Конкретные показатели эффективности работы местной власти — сколько и в каких отраслях должны быть созданы рабочие места. Перед нами амбициозная задача — создать за шесть лет 180 тысяч новых рабочих мест. Из них 120 тысяч — на предприятиях малого и среднего бизнеса, 60 тысяч - высоко­производительные места.

У нас одна из лучших регио­нальных систем поддержки предпринимательства. Но очень многое зависит от настроения людей. Важно дойти до людей и вселить в них уверенность, что они могут реально зарабатывать.

На рынке труда вакансий больше, чем рабочих рук. Кто будет работать на вновь создаваемых тысячах рабочих мест?

- Вот тут тесно связаны экономика и демография. Сейчас у нас естественная убыль населения, поэтому мы проводим программу переселения русскоговорящих, православных соотечественников из бывших союзных республик и стран СНГ. В прошлом году в область переселились 7,6 тысячи человек из стран бывших республик СССР и стран СНГ. Пока мы замещаем нехватку населения. В прошлом году заместили на 70%. В следующем году должны на 100%.

Мы заинтересованы в рабочих руках. С 1 января этого года предприятия могут привлекать мигрантов для работы только через систему патентов. 3000 руб. — стоимость патента. Возможно, в следующем году патент будет стоить 5000 руб. Нам важно, чтобы работодатели нанимали туляков.

Но и тулякам не надо чураться работы. Посмотрите, как изменилось отношение к профессии оружейника. Она реально помолодела на 10 лет! Четыре года назад мы считали, что шансы спасения ТОЗа почти нулевые. А 1 июня мы открыли новый цех на ТОЗе, построенный с нуля. Впервые за 28 лет!

о чернобыльских льготах

Благодаря вам в 2015 году жители загрязнённых территорий в Тульской области продолжают получать «чернобыльские льготы». Сейчас идут замеры радиационного фона. И предварительно уже ясно, что многие зоны чистые. Но никто не учитывает накопительный эффект вреда от радиации. Федеральные чиновники, основываясь на замерах, отменят статус. И жители не будут получать льготы. Что будем делать?

Моя позиция по чернобыльским льготам — нельзя проводить решения об отмене, не проведя публичных обследований территорий и не поговорив с жителями.

По закону отмена льгот возможна не только тогда, когда фон нормальный. Второе обязательное условие — качество жизни людей, проживающих на загрязнённой территории. В случае отмены льгот оно может заметно ухудшиться. В частности это касается матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком. У них существенные пособия, и если их убрать, уровень жизни реально снизится.

Если зона стала чистой, если мы обеспечили нормальное качество жизни людей, можно говорить об отмене льгот. Но всё должно быть публично, постепенно, нужно конкретно обозначить сроки отмены.

о жкх

Больная тема для жителей региона — ЖКХ. Весной коммуналке прописали лекарство — лицензирование. Но оно оказалось с противопоказаниями. Тысячи домов по области остались без управления — их УК не получили лицензии. Когда они перешли под управление муниципальных компаний, появились проблемы. Что делать жителям?

- Когда принимали закон о лицензировании УК, не прописали в нём, что делать с домами, которые лишились управляющей компании. Сейчас в области 134 компании, которые получили лицензии. Напомню, что основное требование для выдачи лицензии УК — раскрытие информации о своей деятельности.

У нас есть куда приложить руки — капремонт многоквартирных домов и дорог, проекты «Народного бюджета», благоустройство городов и посёлков. Важно дойти до людей и вселить в них уверенность, что они могут реально зарабатывать.

Задача муниципальной власти — не входить в этот бизнес, а вовлечь предпринимателей в сферу ЖКХ, провести собрания жителей и помочь им выбрать УК с лицензией или перейти на непосредственное управление. А задача собственников — учиться управлять своим имуществом.

Я живу в Туле и, как и все туляки, принимаю участие в жизни дома. У нас регулярно проходят собрания, мы обсуждаем с УК расходы и необходимые работы по дому. Хотя и у нас тоже есть неплательщики. Это вопрос больше из области воспитания, а не уровня доходов.

о личном

Вы туляк и по месту жительства, и по прописке. А ваша дочь Арина тоже тулячка? Как часто вам удаётся общаться с малышкой, побыть не губернатором, а просто папой?

- Нет, она пока не тулячка. Подрастёт — посоветуемся с ней. Она уже умеет улыбаться, агукает, пытается переворачиваться. Уже большая девочка — взгляд вполне осмысленный. Общаться с ней удаётся, правда, не часто, раз в неделю.

об общественном транспорте

Тема не областного уровня, но острая. Оплата проезда в городском транспорте — водителю, а вход только через переднюю дверь. Очереди на остановках, недовольство туляков. Не пора областной власти вмешаться?

- Можно, конечно, вмешиваться во все вопросы, но важно, чтобы каждый ел свою горбушку. Организацией работы городского транспорта должны заниматься органы местного самоуправления. Надо задать все горячие вопросы Евгению Авилову — почему не опробовали такую систему в качестве эксперимента? Решение этого вопроса во многом связано с организацией перевозок в городе, с оптимизацией маршрутов. Кстати, городская администрация занимает последовательную позицию в наведении порядка с маршрутками. А жителей надо своевременно информировать об изменениях. Если они пользуются городским транспортом, они должны за него платить.

о парковках

Ещё один вопрос уровня муниципальной власти. В центре Тулы парковки станут платными. И если в Москве жители понимают, за что они платят — новые эстакады, развязки и дороги, то у туляков нововведение вызывает раздражение. За что будем платить?

- В Туле всё движение организовано через центр. И платные парковки в центре — одна из составляющих реорганизации всего городского движения. Всё должно сработать в комплексе — маршрутки, автобусы и парковочные места. В Москве все деньги, которые собирают за парковку, идут на благоустройство территорий. В Туле будет такой же подход. Например, платная парковка возле парка. Сборы за неё пойдут на благоустройство территории вокруг парка.

о кремле

Туляки гордятся своим кремлём. Колокольня, отреставрированные башни и стены, ухоженная территория… Заканчиваются работы по обустройству крытого двора, который станет выставочным центром. Как вы видите себе его наполнение? И правда ли, что там будет и ваш кабинет?

- Все изменения в Туле — для того, чтобы люди гордились своим городом, своей областью. Ещё три-четыре года назад редко кто вспоминал, что Тула — город-герой. А сегодня все называют город именно так. Значки со звёздочкой города-героя носят малыши и школьники. Это внутренняя гордость за свою малую родину. И это самое важное.

Кремль — символ Тулы, место силы и притяжения. Мы хотим превратить его в центр проведения культурно-массовых мероприятий. В крытом дворе будут располагаться четыре музея, выставки самоваров и пряников, кафе, вся необходимая туристическая инфраструктура. Это будет место ежедневного отдыха туляков — чтобы можно было прийти и посидеть на лавочках, погулять по дорожкам, подышать воздухом, выпить чашку чая.

Кремль будет полностью принадлежать тулякам. И рабочего кабинета для меня там не предусмотрено.

о Судьбе «Арсенала»

Футбольная команда не удержалась в Высшей лиге. Будете ли вы ставить перед командой задачу вернуться в Премьер-лигу?

- В любом виде спорта нужно стремиться к победе. Но побеждает сильнейший, у кого крепче нервы. Я не вижу ничего страшного в том, что «Арсенал» снова играет в ФНЛ. Мы будем оказывать помощь, чтобы у команды было всё необходимое. Но не собираемся участвовать в соревновании денег. У проекта «Арсенал» основная цель — развить инфраструктуру для массового спорта, выстроить подготовку футболистов. А задача перед клубом стоит как и прежде — побеждать!

цифры

На 52% выросло производство в Тульской области по итогам 2014 г.

С 15,6 тыс. руб. почти до 26 тыс. руб. увеличилась средняя зар­плата по экономике в регионе.

7,6 тысячи человек из стран бывших республик СССР и стран СНГ переселились в Тульскую область в прошлом году.

105 комментариев

Читайте также

Полная версия