Россияне сократили траты на детские товары, сотовую связь и бензин
По данным исследований, 36% россиян беспокоятся из-за текущей нестабильной экономической ситуации.
10:58, 22 декабря 2015 125
Число россиян, обеспокоенных нестабильной экономической ситуацией, растёт. В связи с этим меняется потребительское поведение людей — об этом говорит исследование агентства Initiative потребительских трендов в последнем квартале 2015 года на основе данных ADV Brand Heat Index (18−45), сообщают «Известия».
По сравнению с I кварталом 2015 года число россиян, которые сократили траты на детские товары, выросло до 40%. Каждый третий россиянин стал экономить на бензине, каждый четвертый — на сотовой связи, и каждый шестой — на интернете.
По данным исследования Initiative, первая волна роста беспокойства экономической ситуацией в 2015 году пришла на конец января — февраль. В этот период примерно 41% опрошенных россиян заявили, что их «очень беспокоит текущая нестабильная экономическая ситуация в стране». На протяжении следующих месяцев число обеспокоенных стабильно снижалось — в июне происходящие колебания курса валют волновали не более 25% респондентов.
Однако с августа начинается очередной рост числа людей, переживающих за происходящее с курсом, — 36% опрошенных. Как следствие, появляются новые категории товаров, на которых россияне стали экономить. Среди повседневных товаров россияне стали меньше тратить на детские товары (40% респондентов) и бензин (30%). Экономнее стали подходить к расходам на сотовую связь (24%) и интернет (15%).
Еще одной категорией, на которой по-прежнему экономят россияне, остается недвижимость (11% опрошенных). По мнению экспертов, одной из главных причин является сокращение реальных доходов населения в 2015 году, в силу чего люди не могут делать существенные накопления. При этом если на недвижимости приходится экономить, то крупную бытовую технику россияне начали покупать активнее — расходы на эту категорию товаров выросли до 19%.
На прежнем уровне остались траты россиян на одежду и обувь (31%), запчасти для автомобилей (25%), мебель (19%). По сравнению с I кварталом 2015 года нынешнее обострение экономической ситуации в стране не коснулось расходов россиян на продукты питания (50%), хозтовары (40%) и лекарства (33%).
Россияне не экономят на досуге (45%) и отдыхе (15%) — кинотеатрах, кафе, ресторанах, путешествиях.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников пояснил, что экономия расходов россиян связана с сокращением реальных денежных доходов населения по сравнению с 2014 годом, которое в годовом выражении составит около 10%.
— Детские товары попали под статью сокращения расходов в последнем квартале 2015 года, поскольку большинство крупных покупок, в том числе сезонные вещи, были уже сделаны в конце лета — начале осени и впереди только праздничные подарки.
По прогнозам экспертов, предстоящий Новый год россияне будут встречать гораздо скромнее: средняя стоимость новогоднего стола сократилась на 15−20%, а расходы россиян на подарки — на треть, — отметил Масленников.
— Что касается сокращения трат на бензин, здесь роль играют несколько факторов, в том числе отказ от личного транспорта в пользу общественного из-за нежелания стоять в пробках и расширением зоны платной парковки. Если говорить о самих ценах на бензин, то катастрофической ситуации не наблюдается. Цены растут на умеренном уровне в меру инфляции, и, по прогнозам на следующий год, в таком темпе рост и продолжится.
По словам Масленникова, сокращение трат на услуги сотовой связи и интернет объясняются общерыночными факторами, в том числе появлением новых операторов, более выгодных тарифных планов и предложений, на которые люди переходят как ради экономии, так и ради повышения качества получаемых услуг.
В свою очередь, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев полагает, что россияне экономят на тех категориях, которые являются для каждой семьи самыми затратными:
— Если мы говорим о детских товарах, то речь идет о продуктах питания и одежде/обуви: возможно, на фоне экономической нестабильности и падения доходов россияне стали делать выбор в пользу более дешевых брендов, — отметил он.
14:01, 19 ноября 2024 120
12:45, 20 ноября 2024 158
11:15, 21 ноября 2024 14
14:35, 21 ноября 2024 24
13:15, 23 ноября 2024 197
09:13, 19 ноября 2024 94
17:54, 20 ноября 2024 28
19:07, 21 ноября 2024 37
11:30, 21 ноября 2024 16
20:33, 21 ноября 2024 326
12:00, 19 ноября 2024 380
17:02, 22 ноября 2024 41
19:00, 25 ноября 2024 14
20:56, 24 ноября 2024 28
17:25, 22 ноября 2024 39