Правительство может позволить перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты из-за пандемии

Это касается воздушных, железнодорожных, морских и речных транспортных компаний.

13:53, 7 мая 2020   43

Фото: pixabay.com.

В правительстве подготовлен законопроект, который может разрешить воздушным, железнодорожным, морским и речным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты. Компании получат право перевести эквивалент средств на личный счет пассажира. Он сможет либо потратить их на новый билет, либо выбрать ваучер на будущую поездку, сообщает «Коммерсант».

Особый формат может быть установлен по решению правительства в случае введения режима повышенной готовности или ЧС, рассказали источники издания в отрасли. Они также допускают, что Госдума рассмотрит законопроект уже в мае.

Причиной подготовки такого документа стала критическая ситуация, в которой оказались перевозчики из-за карантинных мер.

Источники «Ъ» говорят, что в авиации объем возвратов может достигать около 70 млрд руб., из которых 40 млрд руб. приходятся на «Аэрофлот». В нынешней ситуации компании неспособны вернуть эти деньги. Официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин назвал инициативу по введению ваучеров жизненно важной для отрасли.

«Решение позволит сохранить ликвидность во всех звеньях. Во всех крупных авиакомпаниях, включая нашу, речь идет о сотнях тысяч и миллионах возвратов. Мы уже предложили в качестве альтернативного инструмента быстрого урегулирования систему сертификатов, и пассажиры ее приняли», — сказал он.

Проблемы возврата билетов актуальны и для железнодорожного транспорта. По данным источников газеты, РЖД уже позволило пассажирам вернуть более 3,5 млн ранее приобретенных билетов на 8 млрд руб. По их словам, всего в 2020 году прогнозируется снижение объемов пассажирских перевозок более чем на 41%.

В критической ситуации оказались и речные круизные компании, которые продавали билеты на текущий сезон еще с лета 2019 года. В начале апреля Российская палата судоходства оценивала возможные потери от остановки круизной навигации в 15 млрд руб.

 

Тем временем в Роскачестве ответили на несколько главных вопросов, с которыми могут столкнуться пассажиры при возврате денег за неиспользованные авиабилеты.

Заместитель руководителя Роскачества Андрей Белоусов отметил, что в некоторых компаниях, например «Аэрофлот», активно разрабатывают программы возврата средств, уплаченных за билеты, с помощью ваучеров.

Они будут иметь срок реализации три года и предусматривать единоразовую скидку, предоставляемую авиакомпанией на приобретаемые за ваучер билеты, от 15 до 25% в зависимости от категории «неиспользованного» билета.

«Важно также понимать, что такой способ компенсации, как выдача ваучеров, может осуществляться исключительно в качестве альтернативного способа исполнения обязательств и может применяться исключительно с согласия потребителей. Принуждение к возврату стоимости перевозки ваучерами или безальтернативный характер возврата недопустимы и прямо противоречат законодательству», — заявил Андрей Белоусов.

Из-за пандемии многие отказываются от билетов, приобретенных по «невозвратным» тарифам. Следует понимать, что отказы от договоров перевозки сейчас, как правило, обусловлены отказом гостиниц от исполнения договоров по причинам, связанным с мерами по предотвращению развития пандемии COVID-19. Это уже признано ВОЗ и, без всякого сомнения, может быть отнесено к случаям форс-мажора.

Законодательством предусмотрены общие механизмы расторжения любого договора, предусмотренные, в частности, ст. 451 ГК РФ. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В свою очередь расторжение неисполненного договора перевозки означает для потребителя возможность потребовать возврата уплаченных перевозчику денежных средств как неосновательного обогащения. Ведь совершенно очевидно, что подавляющее большинство граждан не могло себе представить возникновения вирусной угрозы COVID-19, развития угрозы в пандемию, причем в запланированные сроки путешествий.

Роскачество также предлагает доработать исполнение, в частности, применительно к сложившейся законодательно закрепленной практике доплаты до цены товара при ее изменении в период с покупки до возврата, предусмотренной нормами закона «О защите прав потребителей». Пассажир сам должен выбрать, согласен ли он на получение ваучера как компенсации.

 

 

43 комментария

Читайте также

Полная версия