Навязывание незаконно. Как отказаться от дополнительных услуг к кредиту или займу
Публикуем инструкцию.
14:57, 21 июня 2022
Зачастую сотрудники банковских и микрофинансовых организаций (МФО) принуждают своих клиентов к приобретению всевозможных страховок и дополнительных услуг, объясняя это тем, что без них нельзя получить кредит, либо процентная ставка в этом случае будет существенно выше.
Теперь, даже если вы поддались этим нечестным уговорам, можно вернуть деньги за навязанные услуги. Для этого надо в течение двух недель после оформления договора подать заявление. Важно только разобраться, кто оказывает дополнительную услугу сам банк или МФО (и тогда обращаться к ним) либо какая-то сторонняя компания (и тогда надо обращаться к ней). Чтобы это понять, изучите внимательно договор.
Заявление, написанное в свободной форме со ссылкой на договор, можно направить по электронной почте или заказным письмом по адресу регистрации компании.
По правилам, деньги, за вычетом стоимости уже оказанных услуг, должны возвратиться в течение семи рабочих дней. Если этого не случилось, а вы обращались к компании — партнеру банка или МФО, то надо обратиться с заявлением уже в этот самый банк или эту самую МФО. Законом определен срок подачи такого заявления: спустя 30 дней, но не позже 180 дней после обращения к поставщику услуги. Вслед за этим банк или МФО обязаны в течение семи рабочих дней перевести деньги на счет клиента.
Если уже банк или МФО отказываются возвращать заемщику деньги за дополнительную услугу или тянут время, следует направить жалобу в интернет-приемную Центрального банка РФ, приложив договор и переписку с вашим кредитором. ЦБ проверит изложенные сведения и, если заемщик прав, заставит кредитора вернуть деньги.
Незаконный прием
Еще в прошлом году навязывание услуг в банках и МФО часто проходило почти в автоматическом режиме — в заявлениях на получение кредита или займа согласие клиента на платные услуги проставляли заранее типографским способом.
Теперь такой способ является незаконным. 30 декабря 2021 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О потребительском кредите», согласно которым кредитным организациям запрещается заранее проставлять в договоре отметку о согласии заемщика на получение дополнительных услуг. Клиент должен сам поставить «галочку», выразив таким образом свое согласие. Данное нововведение относится не только к банкам и МФО, но также к кредитным потребительским кооперативам и ломбардам.
По словам руководителя службы по защите прав потребителей Центрального банка РФ Михаила Мамуты, заемщики должны самостоятельно решать, нужна им услуга или нет. Навязывание при этом недопустимо.
«Не исключено, что человеку действительно нужны какие-то дополнительные услуги и он готов их приобрести вместе с кредитом. Но это должно быть осознанным и добровольным решением и ни в коем случае не условием получения кредита или займа», — сказал Михаил Мамута.
Страховки
Большая часть дополнительных услуг фактически не имеет практической пользы для получателей кредита. Чаще всего это способ получения дохода для кредитной организации и ее партнеров. В отдельных случаях предлагаемые допуслуги входят в стандартный пакет при выдаче любого займа и брать за них отдельную плату запрещено по закону.
Оформление страховки является одной из популярных услуг, которую банки и МФО навязывают при выдаче кредитов. С 2018 года у заемщиков появилась возможность в течение 14 дней отказаться от страхования и вернуть уплаченные деньги. И кредиторы стали изобретать другие услуги для заемщиков — например, юридические или медицинские.
Подобный случай произошел с жителем Тулы Николаем П. Он заключил кредитный договор на покупку автомобиля на общую сумму 1,7 млн рублей. Однако на оплату транспортного средства ему поступило лишь 1,4 млн рублей. Остальные деньги мужчину вынудили потратить на ряд дополнительных услуг. Таких, как договор поручительства, юридическое сопровождение сделки, страхование в случае потери работы, а также платное СМС-информирование. О последней услуге заемщик узнал случайно, когда через месяц после оформления договора вносил плату за кредит в личном кабинете.
Платное консультирование и медицинская помощь
Не менее изобретательны и микрофинансовые организации, предлагающие допуслуги мастера на час, круглосуточного теледоктора или консультации по коронавирусу. Порой такие услуги добавляются в договор автоматически, в расчете, что клиент их просто не заметит.
Как рассказала жительница Тулы Светлана Б., в декабре прошлого года ей срочно потребовались деньги — 50 тыс. рублей. Обратившись в МФО, она узнала, что не сможет получить заем без заключения договора на оказание дополнительных услуг. Менеджер объяснила, что для заключения договора потребуется оформить страховку, подключить услугу поиска поручителя, а также уплатить комиссию за предоставление доступа к платежам в личном кабинете. Кроме того, в обязательном порядке требуется подписать договор о юридической и медицинской поддержке. В итоге на руки заемщица получила не 50 тыс. рублей, а всего 35 тыс. рублей.
«Частые жалобы на банки и МФО, которые мы получаем, — как раз на навязанные платные услуги к кредитам и займам. Человек приходит за займом или кредитом, а уходит, иногда даже не подозревая об этом, с целой „корзиной“ услуг в придачу, в которой и помощь на дорогах, и подписка на онлайн-кинотеатр, и чего там только нет», — рассказывает руководитель службы по защите прав потребителей Центрального банка РФ Михаил Мамута.
По словам эксперта, сегодня ситуация с навязыванием дополнительных услуг поменялась. Клиент может отказаться от них без объяснения причин и вернуть деньги. Главное — не упустить срок для подачи заявления.
«Это можно сделать только в течение первых двух недель, то есть еще до первого платежа. И если при оформлении кредита или займа вы не смогли или не успели внимательно прочитать документы либо не обратили внимание на текст мелким шрифтом где-нибудь на 30-й странице, сделайте это как можно скорее», — отметил Михаил Мамута.
10:15, 18 ноября 2024 21
09:12, 15 ноября 2024 135
14:45, 18 ноября 2024 18
17:37, 13 ноября 2024 149
14:01, 19 ноября 2024 108
13:13, 17 ноября 2024 8
22:48, 13 ноября 2024 33
20:35, 14 ноября 2024 93
07:25, 18 ноября 2024 123
22:26, 13 ноября 2024 22
09:33, 15 ноября 2024 100
16:16, 17 ноября 2024 58
18:25, 18 ноября 2024 149
13:15, 15 ноября 2024 11
09:13, 19 ноября 2024 89