Эпоха перемен: шифер возвращает утраченные рынки
Строительная отрасль переживает сложные времена, что неизбежно отражается на объемах производства и продажи стройматериалов.
12:04, 25 мая 2017
Существенных изменений в лучшую сторону можно ждать только к 2019 году, говорят эксперты. В связи с этим вдвойне интересны те отрасли, которые очень хорошо чувствуют себя в условиях кризиса и на волне общей экономии наращивают свое присутствие на рынке.
Выпуск шифера в январе-марте 2017 увеличился на 10,7% к аналогичному периоду прошлого года*. Объем выпущенной продукции составил 118, 8 млн. условных плиток, при этом средняя цена за 1 тыс. условных плиток в марте достигла 9140 руб., что на 7,8% меньше, чем в феврале. Таким образом, шифер становится еще более доступным, а значит, в перспективе очень востребованным кровельным материалом.
Склад готовой продукции. Фото из архива комбината «Волна»
Такому повороту событий предшествовало длительное падение объемов производства шифера в последние 10 лет. Иностранные производители полимерных кровельных материалов и черепицы бросили тогда все силы, чтобы заполучить привлекательный российский рынок, и не стеснялись в выборе средств. Итогом агрессивной политики конкурентов стало то, что шифер утратил существенную часть своего рынка.
Чтобы вернуть ему честное имя, понадобились годы. Дело в том, что российский шифер производится из хризотилцемента — смеси портландцемента, воды и хризотила, природного материала, имеющего особую волокнистую структуру, за которую его прозвали в народе «горный лен». Многочисленные исследования подтвердили безопасность этой разновидности асбеста для здоровья людей, но за годы мощной антиасбестовой кампании в сознании потребителей укоренились навязанные стереотипы, продолжающие работать в пользу производителей других кровельных материалов. Ситуацию усложняет наличие жесткой конкуренции внутри рынка шифера, разрозненность отрасли и слишком большая разница в подходе компаний к производству и продажам.
По словам представителей Хризотиловой ассоциации, данные* являются «сводным результатом, так называемой „средней температурой по больнице“. В реальности же, часть предприятий — наиболее развитые в технологиях производства и продаж — оттянули на себя спрос и прирастают с большими темпами, чем вся отрасль. Поэтому говорить о расширении производства пока не приходится — предприятия, которые теряют долю рынка, явно не планируют роста, а те, которые являются более успешными, пока загружают те производственные мощности, которые стояли недозагруженными при длительном, более 10 лет, падении спроса».
Как в любой отрасли, в производстве хризотилцемента есть предприятия-локомотивы, которые чувствуют свою ответственность за судьбу продукта и развитие рынка. В случае с шифером таким локомотивом стала Хризотиловая ассоциация, в которую вошли предприятия, готовые совместно работать на благо отрасли в целом, невзирая на неурядицы. В частности, были проведены исследования, которые помогли сформировать общую картину и ответить на основные вопросы: Как видят продукт потребители? Что их устраивает? Чего им не хватает?
Благодаря этому были разработаны новые популярные продукты на основе хризотилцемента: окрашенный волновой шифер, мелкоразмерный и поэтому удобный в монтаже, различные виды цветных облицовочных плиток, которые способны составить конкуренцию керамограниту. Производство было адаптировано под новые задачи, и процесс освоения новых ниш продолжается. На специализированный портал шифер.рф в 2016 году поступило 157 заявок на дилерство и порядка 60 запросов на покупку шифера частными лицами. По данным Хризотиловой ассоциации, цветной/окрашенный шифер очень востребован в частном домостроении, широко используется при строительстве объектов социальной инфраструктуры и капитальном ремонте жилого фонда.
Капитальный ремонт кровли жилого дома окрашенным шифером, Красноярский край. Фото из архива комбината «Волна»
Несмотря на очевидные успехи производителей шифера, в перспективах отрасли остается много нерешенных задач. Так, у подавляющего большинства предприятий нет сети представительств в регионах.
Производителям еще предстоит выстроить крупную дилерскую сеть не только в России, но и в ближайших странах, где шифер очень востребован и имеет давнюю добрую славу — в Белоруссии, Казахстане, на Кавказе. Этот шаг позволит массово обеспечивать потребителей недорогим, долговечным и современным кровельным материалом.
Подробности на сайте шифер.рф
* По данным сайта cmpro.ru
17:58, 10 января 2025 64
19:10, 9 января 2025 41
12:26, 14 января 2025 84
12:48, 10 января 2025 196
20:54, 13 января 2025 43
15:32, 10 января 2025 109
15:35, 13 января 2025 35
05:38, 14 января 2025 16
11:33, 11 января 2025 147
15:54, 13 января 2025 114
15:05, 13 января 2025 29
16:03, 14 января 2025 125
14:27, 9 января 2025
17:09, 13 января 2025 78