В небольшой деревне Хомяковка в Киреевском районе осталось меньше десяти домов. Никаких современных коммуникаций и магазинов. За продуктами и в больницу местные жители всегда ездят в соседний посёлок Бородинский. Но после снегопада все они оказались в снежной западне. Проехать по дороге стало невозможно.
На беду после сильнейшего снегопада у Ольги Владимировны Матвеевой заболел муж, 83-летний Пётр. Вызвать врача или самим добраться до больницы у деревенских жителей не было никакой возможности. Мужчине без медицинской помощи становилось всё хуже. В пятницу, 22 января, Ольга Владимировна поняла: ждать больше нельзя, нужно бить во все колокола. Тут же подключились жители соседней деревни Анненки: к ним уже больше недели всё по той же дороге не могла проехать автолавка с продуктами, а двое жителей лежали с высокой температурой и ждали помощи. Стали обрывать мобильники местных чиновников, но те не отвечали на звонки.
Надежда у жителей появилась, когда одна из женщин через горячую линию губернатора дозвонилась до главы Киреевского района Игоря Цховребова. Он пообещал, что немедленно даст распоряжение расчистить дороги, и даже обмолвился, что проследит за результатом лично. Но люди ждали, а снег никто не убирал.
Ольга Владимировна Матвеева
– Цховребов сказал, что дорогу прочистят не позже субботы. Обещал отзвониться по результатам. Но дороги не почистили, а нам никто не позвонил… Мы никому не нужны! – не может сдержать эмоций Ольга Матвеева.
Жители звонили местным властям снова и снова. Прошла пятница, суббота, время уходило. В воскресенье Петру Матвееву стало настолько плохо, что дальше ждать было невозможно. Ольга позвонила в службу спасения, но скорая не могла проехать через огромные сугробы.
Трактор в деревню прибыл только в воскресенье. Почти следом за ним добралась, наконец, и машина скорой помощи. Пётр Алексеевич к тому времени уже совсем ослаб. По расчищенной снежной колее езда была похожа на гонки по бездорожью. Машину скорой трясло, водителю, чтобы не застрять в снегу, приходилось постоянно жать на газ. Для больного мужчины такой путь оказался слишком тяжёлым: мужчина не перенёс трудной дороги и скончался прямо в машине скорой помощи.
В медицинском свидетельстве о смерти врач дал заключение – смерть наступила от отёка головного мозга, который развился в течение суток. Попади мужчина к врачам раньше, у него был бы шанс на спасение.
Ольга Владимировна Матвеева
– Мы прожили вместе больше сорока лет. И мой муж умер, потому что какая-то несчастная дорога была не расчищена от снега! – плачет Ольга Матвеева. – Петра можно было спасти! Несмотря на солидный возраст, он был ещё очень бодрым. Когда заболел, крепился из последних сил. И всё смотрел в окно в надежде, что дорогу, наконец, почистили.
Корреспонденты «Слободы» и Myslo приехали в Хомяковку в день похорон, когда родные и близкие прощались с Петром Алексеевичем. Дорога в деревню по-прежнему была труднопроходимой, хотя, по словам местных, после трагедии её чистили уже дважды.
Дорога в Хомяковку: машина проехала с трудом
Жители соседних деревень восприняли случившееся горе как своё собственное и каждый обвинял в случившемся местные власти.
Однако глава МО Бородинское Александра Шенберг своей вины в случившемся не видит:
– Жители твердят, что дороги не чистили, а её почистили. Когда мне позвонила Ольга, жена Петра Матвеева, я связалась с предприятием «Восток-сервис». Они пригнали трактор, прочистили дорогу во второй половине дня. После этого я позвонила Ольге, она сказала: «Спасибо, дорогу почистили, ждём скорую». Вот и весь разговор. Этот человек давно болел, у него было два инсульта. Потом, когда он умер, Ольга позвонила мне снова и попросила почистить дорогу ещё раз. И снова мы прислали «Восток-сервис», и не один раз. У меня 46 деревень, и все населённые пункты мы чистим.
О том, что жалобы от жителей поступали ещё в пятницу, Александра Шенберг и не слышала.
– Нет-нет, обращались только в воскресенье. И я сразу направила трактор, хотя он был на объекте в населённом пункте Долгое. С Игорем Вячеславовичем Цховребовым мы созваниваемся. Если к нему кто-то обращается, он мне перезванивает, сообщает.
У главы Киреевского района Игоря Цховребова, однако, другое мнение на этот счёт. Словам Александры Шенберг он очень удивился.
Игорь Цховребов
Глава администрации Бородинское не знает, что у неё в Хомяковке не расчищена дорога, когда она её не чистила после снегопада? Это как-то не вяжется. Все звонки с линии губернатора перенаправлялись на мой личный телефон. Я веду блокнот, сразу связываюсь с главой администрации поселения. В пятницу мне звонили по поводу расчистки дороги.
Соответственно, было дано указание главе МО Бородинское. После этого я снова связался с жительницей и передал ей, что Шенберг пообещала расчистить дорогу. Сам я с жителям связаться в первой половине дня субботы не успел. А во второй они позвонили сами, сказали, что проблема не решена. И я снова говорил с Шенберг. В воскресенье утром дороги были расчищены.
Пока местные власти перекладывают друг на друга ответственность, жители Хомяковки с ужасом ожидают нового снегопада. Хотя многие признают, что к такому положению дел уже привыкли.
– Бывает по-всякому. Если повезёт, воду берём из колодца, а так и снег топим иногда. Мы уже привыкли, – говорят жители деревни.
Научились люди решать и проблему с продуктами. Пока автолавка вязнет в снежных завалах, они добираются до ближайшего магазина... на лыжах! Правда, признают, что это занятие для тех, кто помоложе. Старушкам остаётся только надеяться на помощь родственников и соседей.
В настоящее время по факту смерти Петра Матвеева прокуратура проводит проверку. Как сообщила помощник Киреевского межрайонного прокурора Лариса Крицына, прокурорские работники опросили заявителей, вдову, ответственных чиновников. Пока говорить о результатах рано, впереди еще детализация звонков с телефонов чиновников. Myslo следит за развитием событий.