«Путин разрешил одну остановочку бесплатно проехать»
Кто такие «зайцы», по какой причине туляки не оплачивают проезд и какие наказания ждут безбилетников?
18:09, 24 марта 2014 59
Штраф для безбилетников в Туле имеется, и немаленький. Его увеличили в феврале 2014 года – теперь он равен одной тысяче рублей (до этого он был всего 300 рублей). Однако ужесточение наказания не напугало тульских «зайцев». Так что они активно продолжают нервировать водителей и кондукторов.
Елена Никитина, водитель трамвая:
Елена Никитина
- 5-10 «зайцев» за день мне точно попадается! Привлечь их к штрафам практически невозможно: это просто потеря времени и нервов. Возраст безбилетников различен: есть и школьники, и студенты, и даже пожилые, с виду приличные дамы. Вот пассажиры, которым от 60 лет, вообще интересные кадры – находят себе такую отговорку: «Путин разрешил одну остановочку бесплатно проехать». А те, кто моложе, и вовсе не оправдываются. Норовят быстрее выскочить из вагона.
Самая удивительная отговорка безбилетников: «Путин разрешил одну остановочку бесплатно проехать!»
Сергей Поваденко, водитель:
Сергей Поваденко
- Безбилетники – моя вечная проблема. Я с ними сталкиваюсь практически каждый день. И каждый раз слышу: «Мы только одну остановочку проедем, а денег у нас нет. Вам что, жалко хороших людей подвезти?!» После этих слов и моего отказа «зайцы», как правило, нажимают на аварийную кнопку открытия дверей и, смеясь, убегают. Были даже случаи, люди из окна вылезали. Вот такая у многих тяга к халяве.
«Вам что, жалко хороших людей подвезти?!»
Но не стоит сразу накидываться на всех безбилетных пассажиров. Некоторые становятся «зайцами» по воле случая. Как, к примеру, опрошенные нами туляки.
Ангелина Буравцова
- Я не могу назвать себя «зайцем». Нет. Я обычно добросовестно плачу за проезд, ведь из-за отданных 15 рублей я не обеднею. Но недавно со мной произошел один случай. Мы с подругой ехали в 18-м автобусе. Народу жуть. А мы, зажатые, стоим в самом конце салона. Заболтались и не заметили, как приблизились к остановке, на которой должны выйти. За такое короткое время мы бы не успели всех растолкать и добраться до водителя, чтобы вручить ему деньги. Решили рискнуть и выскочить быстренько через задние двери. Но водитель оказался ловкий: сразу же нас этими дверями и прищемил. Пришлось краснеть и передавать за проезд.
Владимир Зварич
- Сейчас я редко пользуюсь общественным транспортом. Но когда все же приходится куда-то на нем ехать, я стараюсь вести себя спокойно и незаметно. Если кондуктор ко мне не подойдет, сам я не встану и не поспешу к его «трону». Это работа кондукторов – собирать плату за проезд. А многие просто сидят и спят на своем сиденье, будто бы находятся на курорте. В таком случае я считаю, что проехал бесплатно совершенно по праву. Зачем же будить уставшего, спящего человека из-за каких-то пятнадцати рублей?
Вячеслав Гладков
- Езжу в институт по утрам, часто - в самый час пик. Стипендия не позволяет мне щедро раскидываться деньгами, поэтому по возможности я стараюсь экономить. Когда деньги совсем на исходе, для утренней поездки я выбираю муниципальный транспорт. Подчас он настолько забит людьми, что даже кондуктор не может протиснуться ко всем пассажирам. Пока он до меня дойдет… Может, к этому времени я уже доеду до нужной мне остановки. Конечно, так я делаю редко. Ведь труд кондукторов тоже должен оплачиваться.
Дмитрий Киреев
- Однажды я спокойно ехал в автобусе с уверенностью, что движусь в верном направлении. Однако, посмотрев в окно, понял: это не тот маршрут, который мне был нужен. К тому времени я проехал уже немало остановок, но все равно решил, что платить за свою невнимательность не стану. Кондуктор не собиралась ко мне подходить – слишком уж она была увлечена газетным кроссвордом. И я с чистой совестью вышел. Вообще мне удается «проехать зайцем» довольно редко. В таких случаях кондуктор меня либо не замечает, либо просто не доходит до меня.
Ольга Сенина
- Раньше я всегда платила за проезд. Даже когда кондуктор ко мне не подходил, я сама вставала и отдавала деньги. Но мое отношение к этому изменилось после одного случая. Однажды у моей сестры на остановке вытащили кошелек. Она вошла в автобус и объяснила это кондуктору, вежливо попросив доехать. А ее выгнали. Несмотря на то, что на улице был сильный ливень, а у сестры не было зонтика. И она пошла пешком из Пролетарского в Заречье. Разве это честно – выгонять тех, кто всегда добросовестно платит за проезд и искренне просит помощи при серьезной проблеме?
«Зайцы» или «кролики»?
Почему безбилетников в России называют именно зайцами? Есть несколько объяснений.
В славянском сознании заяц всегда был олицетворением трусости: «трусливый заяц», «дрожит как заяц». В обороте «ехать зайцем» есть намек на то, что безбилетник боится быть пойманным. Точно так же, как этого боится его лесной тезка.
По второй версии, у выражения «ехать зайцем» иные корни. Безбилетные пассажиры очень проворны, изворотливы и быстры, словно зайцы. Нередко им удается незаметно прошмыгнуть мимо водителя и кондуктора, равно как и зайцам – мимо волка и лисы. Якобы из-за этого сходства безбилетников и стали называть «зайцами».
Есть и третья версия происхождения выражения: от французского оборота «aller (voyager) en lapin» (lapin – кролик). Но зачем нам французские кролики, когда у нас есть свои, русские зайцы? Именно они теперь бесплатно катаются в отечественных автобусах, маршрутках, троллейбусах и трамваях, нанося ущерб бюджету транспортников.
В общем, объяснение можете выбрать любое, все имеют право на существование.
«Заячьи союзы»
Во многих крупных городах мира действуют так называемые заячьи объединения. В них за небольшую плату может вступить любой желающий. Членство в этой организации гарантирует финансовую помощь безбилетнику в случае его поимки контролером. Поэтому участники нелегального сообщества могут спокойно пользоваться всеми видами транспорта, не платя за проезд и не волнуясь о размерах последующих за этим штрафов.
В России такие "заячьи союзы" могут быть в крупных, густонаселенных городах, где доля уверенных в своем праве на бесплатный проезд пассажиров довольно высока. К примеру, в Москве или Санкт-Петербурге.
Наказание для «зайцев»
«Зайцы» все же нарушают установленные правила, а значит, должны нести за это ответственность. И если в Туле это только штраф в размере тысячи рублей, то в столице безбилетных пассажиров, по каким-либо причинам не оплативших штраф в течение шестидесяти дней после его выписки, ждет доска позора. Ее организовало Правительство Москвы на интернет-портале. На нем публикуются фотографии с паспортов нарушителей, а также их ФИО и дата рождения. Вот, например, полюбуйтесь на безбилетников, которых "повесили" 7 марта 2014 года:
В других странах безбилетники городского наземного транспорта также обязаны выплатить штраф. В США он составляет 75 долларов, в Германии – 60 евро, в Англии – 5 фунтов, во Франции – 35 евро.
Автор: Вероника Левина
14:00, 17 декабря 2024 59
18:10, 14 декабря 2024 23
12:29, 13 декабря 2024 81
19:27, 13 декабря 2024 45
17:29, 14 декабря 2024 168
11:14, 13 декабря 2024 117
09:27, 16 декабря 2024 65
18:17, 18 декабря 2024 135
18:12, 14 декабря 2024 138
09:00, 14 декабря 2024 242
13:10, 15 декабря 2024 139
19:14, 15 декабря 2024 10
18:06, 15 декабря 2024 170
11:50, 19 декабря 2024 1
15:53, 16 декабря 2024 11